Казанское метро - мои впечатления (2007 г.)



автор: Дмитрий Казаков

маршрут: Поездка по казанскому метро

вид путешествия: не поддается описанию

даты поездки: ноябрь 2005 г.

Прошу обратить внимание, что статья написана в 2005 году, через несколько месяцев после открытия первой очереди метро. К настоящему моменту построено несколько станции метрополитена, благодаря чему он стал действительно популярным, быстрым и удобным транспортом, которым ежедневно пользуются казанцы. Благодаря метро, например, из Авиастроительного района теперь за несколько минут можно попасть в центр и даже до проспекта Победы, чего раньше представить было невозможно.


Сегодня мы всё-таки вырвались и отправились в казанское метро. Собственно перед подземкой мы прогуливались по Кремлю, поэтому путешествие началось со станции «Кремлевская». Первое, на что обращает внимание в казанском метро – это очень скромный вход, и на крыше входа почему-то находится змей Зилант (как на гербе города). Мысль: заходим в логово змея! Дальше удивляют надписи на татарском языке, помимо русского. Английского нет. Видимо на туристов метро не рассчитано. Как иностранец будет разбираться в двух надписях на кириллице – загадка!

Оформление станции Кремлевская очень пышное и нарядное. Преобладают синие цвета. Исключительно татарские орнаменты и очень «восточный» чуть приглушенный синий цвет. К сожалению, этот синий цвет придает станции какую-то детскость. Ощущение, что рисовал ребенок. Аналогичное ощущение на станции «Площадь Тукая». Потолок станции украшен знаками зодиака (насколько я понял). Какое они имеют отношение к кремлю, непонятно.

Станция Кремлевская пока тупиковая, поэтому поезда приходят и отправляются с одной платформы. Интервал движения около 15 минут. По сравнению с питерским и московским метро непривычно долго.

Людей на станциях очень мало. Большинство – просто совершают экскурсию, так же как и мы. Иногда кажется, что работников метрополитена больше чем пассажиров. Здесь очевидно надо сделать замечание, что станции расположены очень неудачно. Станцию Горки надо было строить около Приволжского рынка – там сосредоточено намного больше людей и транспорта. А станцию Кремлевская – ближе к Колхозному рынку и железнодорожному вокзалу. Удачно расположена лишь станция «Площадь Тукая». Станция «Ометьево» - вообще почти в деревне.

Спустя какое-то время прибывает беленький поезд, состоящий из 4 вагонов. Перед отправлением поезд стоит около 2 минут. Движется поезд значительно медленнее столичных поездов, и звук какой-то более глухой. Ощущение, что плохо смазали. Вагоны такие же, как и на 4 линии питерского метро. Но почему-то посередине вагонов установлены столбы, наверное, для стриптизерш. Столбы будут очень мешаться при большом потоке пассажиров. Единственная реклама - какого-то пенсионного фонда.

В вагонах казанского метро установлены табло с бегущей строкой. Где отображаются надписи, типа:

  1. Следующая станция – «Площадь Тукая», выход на пешеходную улицу Баумана. Непонятно почему только на улицу Баумана, можно выйти и на саму площадь Тукая!
  2. Следующая станция «Ометьево», переход на железнодорожную платформу «Аметьево».

Кроме ошибки здесь видно явное подражание Москве и Питеру, где есть станции – пересадки, например «Выхино», «Девяткино», «Купчино». На стеклах дверей – стандартные надписи «Не прислоняться» с рисунком в виде кирпича. Под ними – аналогичные надписи на татарском языке, вызывающие ощущение, что это здесь лишнее.

«Площадь Тукая» – пожалуй самая многолюдная станция, пилонного типа (столбы держат плоской бетонный потолок). Стены украшены сюжетами из татарских сказок. Вероятно, часть из них написано Г. Тукаем. К сожалению, как по содержанию, так и по исполнению сцены не выдерживают никакой критики. В частности изображена водяная с рыбой брюхом вверх (очевидно рыба дохлая), Фатыма и соловей – с кривыми руками и очень большой головой, и сам Габдулла Тукай изображен не лучшим образом.

Попасть в эту станцию можно прямо из подземного перехода на «Кольце» (на площади Тукая), что очень удобно. В коридоре от подземного перехода до станции дует сильный ветер с улицы, что явно не соответствует нормам. Воздух в метро должен подаваться через специальные вентиляционные шахты, установленные в наиболее чистых местах города, например парках. В зимнее время этот воздух должен нагреваться. Как будет нагреваться воздух, поступающий из подземного перехода под «Кольцом» непонятно.

Эскалаторов на этой станции казанского метро нет. Вообще эскалаторы я видел только на «Кремлевской», но они не работали. Количество турникетов на всех станциях явно значительно больше необходимого. Например, на станциях питерского метро, где поток пассажиров в десятки раз больше, турникетов столько же или меньше. Очевидно в Казани их ставили с расчетом потратить как можно больше денег и заполнить все пространство между стенами.

Поездка до станции «Суконная слобода» непродолжительная. На станции почти никто не выходит. На станции пусто. Лишь появились менты, причем с собакой. Тут мы узнали, что по непонятным причинам фотографировать в казанском метро запрещено. Видимо это место является секретным или священным, так же как церковь для православных. Только почему туда пускают всех граждан? Запрет фотографирование вызывает возмущение, удивление и подозрение в безопасности путешествий этим видом транспорта.

Также неоднозначную реакцию вызывает название станции «Суконная слобода». По-татарски оно звучит «Сукно Бистэсе». Наверное можно было найти другое название, не вызывающее ассоциаций с матерными словами.

Оформление станции можно назвать классическим и сдержанным, чем-то напоминает станции Достоевскую и Владимирскую в Петербурге.

Пути к Ометьево находятся под землей, сама станция «висит» над оврагом, а точнее говоря над трассой, идущей в одноименный поселок. Сразу возникает аналогия со станцией метро «Воробьевы Горы», висящей над Москвой рекой. К сожалению, вид из стеклянной станции «Ометьево» намного скучнее московского. Дорога, идущая под станцией рассчитана на 3 полосы движения в обе стороны. Несмотря на вечер воскресенья движения по этой дороге почти нет. Возможно, в будущем эта дорога будет загруженной. Но сейчас явно видна «выпендрежность» при строительстве казанского метро и нерациональное расходование денег налогоплательщиков. Наверняка строительство более простой по конструкции станции обошлось бы дешевле.

Часть станции казанского метро рассчитана на 4 вагона, часть – на 5 вагонов. Причины такого различия непонятны.

Последняя станция – Горки. Надо отметить очень красивое оформление станции. В частности своды не округлой, а куполообразной формы. Как это держится – загадка. Очень красивые указатели и таблички с названиями станции.

Приятно, что на станции отличаются не только интерьером, но и указателями: на каждой станции они оформлены по своему.

На всех станциях на потолке и стенах видны подтеки, отслоения штукатурки и другие подобные явления. На станции «Площадь Тукая» - значительные лужи между рельсами. Т.е. или плохая гидроизоляция, или около станции метро целые подземные реки. Это вызывает очень большую тревогу и иногда становится страшно ехать. Ведь метро открыто пару месяцев назад, а осень была очень сухая. Что будет весной и потом?


Заключение


К сожалению, создается впечатление, что казанское метро – это дорогая игрушка властей, которые заботятся не о транспортных проблемах, а о грандиозных проектах и, возможно, отмывании денег. Вспоминаются слова одной знакомой, объездившей множество российских городов «В Казани все вывески огромные, красивые, яркие». Так же и оформление метро – яркое и чересчур вычурное, зачастую бесвкусное, но зато «очень татарское». Особенно это заметно на станциях «Кремлевская» и «Площадь Тукая».

Я думаю, что на деньги, выделенные на строительство казанского метро, можно было сооружить кучу развязок, в том числе в центре города, построить отличные дороги, и вообще сделать проезд в общественном транспорте бесплатным. Метро сняло очень небольшую часть пассажиропотока с Горок в центральную часть города. Пару лет назад видел по телевизору интервью специалиста-строителя метро, где он с восторгом говорил: «Мне очень интересно стоить казанское метро. Здесь условия сложнее, чем в Питере!». Комментарии излишни…



P.S. Июль 2007 г.


С момента сдачи метро к тысячелетию Казани прошло почти два года. И вот с очередным туристом я решил прогуляться по метро.

Перед прогулкой по Татарстану прошел шторм и небывалые ливни. На моей памяти такие же ливни были где-то в 2000 году. Тогда я ехал с дачи, и на железнодорожном вокзале вода была по колено в прямом смысле. Подземный переход на «Кольце» затопило. Сейчас из этого перехода устроен вход в станцию метро «Площадь Тукая». Ситуация повторилась – метро «Площадь Тукая» после урагана 2007 года была закрыта несколько дней, поезда шли мимо.

Через неделю после урагана ситуация не лучше. На всех станциях подтеки воды. Отслаивающаяся штукатурка. Выключены более половины светильников. Видимо для того, чтоб не было замыкания и чтобы не было видно безобразия, которое творит вода на потолке. На станции «Площадь Тукая» вода вообще капает с потолка, для чего заботливо поставлены ведра. Но бесполезно – брызги летят во все стороны.

Входим в новый торговый центр «Кольцо» из вестибюля станции метро. Около дверей лежат мешки с песком, наподобие тех, что в фильмах про войну и наводнение.

Поделиться:




наверх

наверх