Берген под дождём

поделиться:

Последняя стоянка нашего круиза была Берген. Если предыдущие дни мы наслаждались почти девственной природой, то Берген — это довольно большой город, и, возможно, даже более очаровательный по сравнению с нынешней столицей Норвегии Осло. Морской вокзал Бергена находится совсем недалеко от исторического центра, рядом с крепостью Бергенхюс. Но, видимо, летом далеко не все суда помещаются в нём и часть из них отправляют в грузовой порт (Jekteviken). Но это не трагично — от грузового порта также вполне можно дойти пешком до центра за 15 минут. Поэтому все, кроме уж совсем малоподвижных американских пенсионеров, могут передвигаться по городу пешком самостоятельно или в составе экскурсии.

Если Вы нормально ориентируетесь по карте, то вполне сможете осмотреть город сами. Надо только заранее проследить и понять, куда пришел Ваш корабль. Это можно заранее посмотреть на сайте порта Бергена за несколько месяцев до прибытия. Кроме того, положение своего корабля можно увидеть в электронных картах на смартфоне. Внимание! Не верьте информации, которую рисуют в корабельном приложении Holland America Line. Там было указано, что мы стоим в пассажирском порту, в действительности, стояли в грузовом порту. Видимо, это стандартная метка, указывающая порт, но не указывающая реальное положение.

Самостоятельно гулять в порту Бергена нельзя — тут шныряют туда-сюда контейнеровозы. От корабля до города Вас довезет бесплатный шатл. На форумах писали, что шатл везет на площадь Festplassen. Но в последнее время они обленились и останавливаются на обратной стороне терминала Хуртигрютен (Hurtigruteterminalen), улица Nostegaten. Впрочем, отсюда пешком до центра даже ближе.

В шаттле на обратном пути слышали историю возмущенного англичанина, который сел в такси, а дальше было все по сюжету мультфильма про Масяню и автолюбителя «За что тебе платить, мы меня еще дальше увез, чем я была», ибо таксист увез его в пассажирский порт.

Но это не вся стратегия, которую вам стоит иметь в виду по прибытию в Берген. Дело в том, что это официально самый дождливый город в Европе (300 дней в году). Поэтому, как минимум, надо запастись зонтом. Как максимум — альтернативными вариантами времяпровождения.

Наш план был такой: есть дождь — идём в музей, нет дождя — идём смотреть что-то снаружи. Так и получилось. Только мы приблизились к рыбному рынку (Fisketorvet), начался ливень. Попялившись на дорогущие морепродукты (до дома их все равно не довезешь, а еда на корабле как бы итак уже оплачена), мы направились в Музей Ганзы, благо что он находится буквально тут же.

Музей представляет собой старинный дом ганзейского купца, который можно осмотреть комната за комнатой. Он, действительно, позволяет представить себе, как жили люди несколько веков назад. Вызывает ассоциации с рестораном «Олде Ханса» в Таллине. Вход в музей стоит 160 крон. За эти деньги в Таллине можно поесть и посмотреть, а тут только посмотреть.

Конечно, в музее экспонаты подлинные, а в ресторане фантазия художника. Кроме того, по этому же билету за 160 крон можно посмотреть Schøtstuene и Музей рыболовства. Что это за Schøtstuene для нас было загадкой. Но мы решили посмотреть, благо что находится этот объект совсем рядом с Ганзейской набережной. Оказалось, что это Залы ассамблеи Ганзейской лиги. По сути, это бывший клуб, где купцы общались, ели, пили, учились, устраивали праздники и... грелись. Ибо это было единственное здание в Бергене, где можно было разводить огонь. Остальные дома стояли неотапливаемые даже зимой. Можно представить, какая в них была температура. До Музея Рыболовства мы доехать не успели, несмотря на то, что туда везет бесплатный музейный шатл, но и особого желания не было.

В промежутке, когда дождь прекратился и даже выглянуло солнце, мы успели посмотреть Ганзейскую набережную. Довольно очаровательные домики. Но большая часть из них восстановлена после пожара совсем недавно. Стоит свернуть в один из дворов между домиками. Там начинаются уж совсем нереальные нагромождения деревянных балкончиков, окон и балок.

Нереальные нагромождения деревянных конструкций в дворах Ганзейской набережной

Нереальные нагромождения деревянных конструкций в дворах Ганзейской набережной

Пока не было дождя, мы решили прокатиться на фуникулере (Fløibanen). Попытка потерпела неудачу — около входа в нижнюю станцию было такое количество народу, что представить невозможно. Было ощущение, что это монголо-китайское нашествие, и туристы пытаются взять еще одну неприступную крепость штурмом. Тратить драгоценные часы пребывания в Бергене на очередь совсем не хотелось, поэтому мы направились изучать крепость. В крепости стало понятно, чем обусловлено такое нашествие — помимо нашего «Koningsdam» и «Norwegian Jade» в грузовом порту, в пассажирском стояли «Disney Magic» и Fred Olsen «Black Watch».

Берген под дождём

Вход на территорию крепости Бергена свободный. Но смотреть там особо нечего. Самое интересное внутри — Хоконсхаллен (Håkon’s Hall) — зал для торжественных приемов и башня Башня Розенкрантца (Rosenkrantzfårnet). Вход стоит по 80 крон (около 8 евро) в каждый объект. Было решено ограничиться башней. Изнутри впечатляют огромные валуны, из которых сложена башня. Есть копии доспехов, которые можно примерить и сфотографироваться.

Самый интересный зал оказался на верхнем уровне. Он рассказывает о том, как Берген стал невольным участником сражений мировых держав в 1665 году. В те времена Берген, прямо скажем, не был важным пунктом обороны Дании, которой он тогда принадлежал, а был лишь ганзейским портом, который торговал рыбой.

Между тем, чуть южнее между Англией и Нидерландами разворачивалось ожесточенное противостояние. Англичане пытались всячески перехватить морские торговые пути, чтобы ослабить влияние Ост-Индской торговой компании, которая принадлежала Голландии. Весной 1665 года была объявлена Вторая Англо-Голландская война. Первое Лоустофское сражение 13 июня 1665 года окончилось разгромом голландского флота, англичане получили контроль над важными торговыми путями в Ла-Манше и Северном море. Тем временем, большой грузовой конвой из Ост-Индии стоимостью 11 миллионов гульденов под руководством Михаэля де Рюйтера в обход Шотландии прибыл в Берген, который был тогда нейтральным портом. К слову, в то время 11 миллионов гульденов были равны нескольким годовым ВНП Дании.

Тогдашний король Дании и Норвегии Фредерик III формально имел союз с Нидерландами. Однако, он считал, что они мало помогают ему в обороне, не говоря уже о том, что мечтал поживиться такой удачей, которая в буквальном смысле сама приплыла ему в руки. Долго обдумывал все варианты, не исключая при этом конфискацию голландского груза и заключение новых договоров с Англией. Но и окончательно ссориться с голландцами он опасался, поэтому подумывал, как-бы взять с них плату за военную помощь в спасении их груза.

После долгих раздумий Фредерик III всё-таки решился участвовать в войне на стороне Англии. Однако, телефонов тогда не было, не говоря уже об интернете. Посланник стартовал из Копенгагена 24 июля, а путь до Бергена тогда занимал 10 дней. Но торопился не только посланник, но и англичане. Они боялись, что де Рюйтер прибудет из Нидерландов с подкреплением. Утром 2 августа англичане начали атаку.

Тем временем, Берген продолжал сохранять нейтралитет. Из-за сильного ветра дым от выстрелов англичан прилетел обратно, ослепив канониров. В результате, выстрелы англичан попали в башню Розенкранц, два человека погибло. Норвежцы приняли это за атаку и выступили на стороне Голландии. В итоге, голландцам удалось отбиться, сохранив свой товар. Башня была частично разрушена. Фредерик III отжал пушки, которые голландцы оставили на берегу, в качестве компенсации.

Смотровую площадку на горе Флёйен на высоте 320 метров (Fløyen) нам всё-таки удалось покорить под проливным дождем. Виды были, может, не такие потрясающие, как в ясную погоду, но тоже очень интересные.

Для тех, кто в Бергене не первый раз или не один день, могу порекомендовать посетить еще гору Ульрикен (Ulriken). Туда можно добраться по канатной дороге Ульриксбанен (Ulriksbanen). Смотровая площадка на горе Ульрикен выше — 643 метра, но она находится дальше от исторического центра, хотя виды тоже потрясающие. У местных жителей пользуется популярностью туристическая тропа по горному плату от одной смотровой площадки до другой. Пишут, что она прекрасно оборудована — указатели, скамеечки и пр. Один правильный совет — лучше сначала подняться по канатной дороге Ульриксбанен, а спускаться на фуникулере Флойбанен, тогда дорога будет по большей частью вниз.

После отправления из Бергена теплоход еще несколько часов идёт среди фьордов. Они намного шире, а скалы ниже и, конечно, не такие впечатляющие как Гейрангерфьорд. Но тоже очень живописные. В программе дня не было указано, но смотровую площадку на баке также открыли и была экскурсия на английском языке. Из-за дождя её слушал только скучающий матрос, который предлагал всем случайным посетителям зонты.

Если Ваш теплоход идет на юг (в сторону Копенгагена, Киля или Амстердама), то судно проходит под мостом Аскёй (Askøybroen, Аскёйский мост), имеющим длину 1057 метров с центральным пролетом 850 метров. Он был мостом с самым длинным подвесным пролетом до строительства моста Хардангер (Hardangerbrua), который мы уже видели несколько дней назад. На википедии указана устаревшая или некорректная информация о том, что это мост с самым длинным пролетом.

Нефтяные платформы в Северном море

Нефтяные платформы в Северном море

К сожалению, скалы в окрестностях Бергена было последнее, что мы увидели в Норвегии. Нас ждал еще один день в море. Он запомнился огромным количеством нефтяных вышек в Северном море и сильным ветром. Ночью начался сильный туман, такой, что с балкона не было видно и середины корабля. Тем не менее «Конингсдам» шел, каждые пару минут издавая пронзительный гудок. Наша каюта была на 5 палубе, поэтому гудки почти не были слышны. Но вот жителям элитных сьютов на 10 и 11 палубе не позавидуешь — они, наверное, всю ночь не спали. Видимо, современные суда вполне могут ходить и в тумане благодаря радарам. А вот если на пути попалась маленькая деревянная лодочка, которую не видно на радарах, то это уже не проблема «слона»...

Туман на Северном море

Туман на Северном море

Дмитрий Казаков

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.