Падающая башня и Поле чудес в Пизе

поделиться:

Пройдя с полкилометра от моста Сольферино по via Roma, мы, наконец, оказались на Пьяцца деи Мираколи (Piazza dei Miracoli), известной всему миру как Поле чудес, с её величественными Кафедральным собором, беломраморной падающей башней и Баптистерием, обнесёнными каменной стеной, и торговыми рядами с магазинами сувениров модной итальянской одежды у входа на площадь.

Вид всего этого великолепия просто потрясающий! Огромная зелёная лужайка в ярком солнечном свете и… тысячи многоголосых туристов, рассевшихся по разным углам поля возле удивительных сооружений соборного комплекса.

Всё-таки, “чудесное” название площади совершенно не случайное, и очень удачно выбрано итальянским писателем, драматургом и поэтом Габриэле Д’аннунцио в одном из своих романов "Может быть — да, может быть — нет"("Forse che si forse che no"), написанном в 1910 году. С того времени и закрепилось.

Падающая башня (Torre pendente di Pisa) оказалась ослепительно красивой. Находится она в дальнем правом углу территории со стороны входа, за зелёным полем и отделена от него широкой площадью.

Падающая уже 843 года после начала её строительства башня, похоже, продолжит свой “полёт” к Земле ещё многие сотни лет, если не вечно :). Так что, будущие путешественники смогут любоваться ею ещё очень долго, тем более, что при последней реставрации она была серьёзно укреплена.

Вообще-то, башня является стоящей отдельно от собора колокольней (Сampanile). Она сооружена в 1173 году — так свидетельствует надпись на стене справа от входной двери: «A.D. MCLXXIV. CAMPANILE HOC FUIT FUNDATUM MENSE AUGUSTI».

По поводу её наклона есть очень интересная пизанская легенда:

Взявшийся за строительство колокольни для пизанского кафедрального собора архитектор Бонанно Пизано сделал её красивой словно белоснежное кружево и прямой и пронзительной как стрелу, увенчав её верх 7-ю звонкими колоколами. По завершении работ местный герцог неожиданно отказался заплатить мастеру за его труды, сославшись на то, что ему кое-что не понравилось в башне. Расстроенный Пизано с грустью подошёл к ней и, погладив одну из колонн, 3-ю справа от входа, сказал: “Иди за мной!” Башня послушалась и наклонилась. Архитектору тотчас отдали причитающиеся деньги, но красавица-башня так и осталась верной мастеру и наклонённой туда, куда он её позвал.

Конечно, мы знали, что споры по вопросу авторства начального проекта башни идут и по сей день, что называются имена и других архитекторов (Вильгельма фон Иннсбрука совместно с Бонанно Пизано, не увидевших завершение своего замысла, Диотисальви, Бидуино), но это казалось уже не важным (всё-равно, автор остался неизвестным :) ).

Главное, во всяком случае для нас было то, то, что эта феноменальная красота появилась, даже если она родилась по причине неустойчивости грунта под фундаментом башни или из-за ошибки архитектора, которому, вообще-то, давно уже нужно было звание Заслуженного архитектора присвоить за бесконечный вклад в казну Пизы и Италии :).

Окончательный облик башня приобрела в 1399 году, а до этого, в 1178 году, после возведения 3-го этажа, когда и был обнаружен опасный крен, работы приостановились. Возобновлены они были в 1275 году, когда архитекторы Джованни ди Симоне и Джованни Пизано довели проект до 6-го этажа, попытавшись компенсировать образовавшийся наклон единственно возможным для тех времен способом — обратным наклоном. В 1319 году появился 7-й этаж, а в 1372 году достроили звонницу (8-й этаж башни) с вылитыми в разное время разными мастерами 7-ю колоколами, у каждого из которых своя нота звучания — «соль-бемоль», «си-диез», «ми», «до-диез», «соль» и «си».

Цилиндрическое сооружение снаружи облицевали мрамором серого и белого цветов, в качестве лёгкого строительного материала, выдерживающего деформации и уменьшающего вес конструкции, был использован эластичный известняк, а в самой конструкции — арки, также снижающие её вес.

К 1399 году строительство башни завершил архитектор Томмазо ди Андреа Пизано. Колокольня приобрела готический вид с элементами романской архитектуры и была украшена барельефами с изображениями мифических фигур животных у входа, статуей Мадонны с младенцем (скульптор Андреа Гварди (Andrea Guardi)) наверху.

В более поздние времена была проведена серия реконструкций, в результате которых крен башни удалось остановить и даже вернуть её к первоначальному состоянию на 44 см.

Падающая башня вызвала у нас самые приятные романтические впечатления. Она, словно очаровательная красавица в своём белоснежном одеянии, слегка склонилась в танце на летнем балу, выделяясь своей элегантной пластикой и таинственной историей среди сотен падающих башен в мире и, конечно же, рекордным потоком туристов. А выделиться башне-красотке позволяют её очень изящные формы: высота 55.86 м в нижней части и 56.7 м на самой высокой стороне, диаметр внешних стен 15.54 м, толщина которых уменьшается с высотой башни от 4.90 м до 2.48 м у вершины, вес 14 453 тонны.

Пройти внутрь башни нам не удалось по банальной причине — позднего времени самой ближайшей экскурсии, которую изначально спланировать в нашей ситуации морского путешествия было невозможно. Прибыв утром на Поле чудес и попытавшись взять билеты на башню, мы были удивлены тем, что, в лучшем случае, попали бы на неё лишь в 6 часов вечера, а отплытие корабля из Ливорно, как и из большинства портов, происходило в 19 часов.

Наше сожаление исчезло, когда мы стали осматривать другие сооружения архитектурного ансамбля Поля чудес, внутрь которых мы не смогли пройти по тем же обстоятельствам, что и в башню.

Баптистерий Святого Иоанна (Иоанна Крестителя) находится в левом дальнем углу Поля чудес, если смотреть на него по диагонали со стороны входа на площадь.

Это здание крестильни, строительство которой началось в 1152 году по проекту архитектора Диотисальви, продолжено в 1363 году зодчим Никколо Пизано и завершено в 1363 году мастером Селино ди Несе, каждый из которых привнёс изменения в замыслы Диотисальви, добавив к сооружению в изначальном романском стиле более современные готические элементы, что и сделало его всемирно известным.

Финальная конструкция Баптистерия, которую мы и увидели, представляет огромную ротонду с 2-мя куполами — полусферическим и “сидящим“ на нём коническим куполом. Такая конструкция создала особую акустику, придающую звукам и пению в храме высокую торжественность.

Ротонда построена в 3 яруса в совершенно разных стилях: самый нижний из них — в романском (без излишеств, с симметричными арками и узкими длинными окнами), 2-й ярус — в готическом варианте (он самый красивый), с множеством небольших колонн, с каменными переплетениями и изображениями ликов святых), а 3-й ярус — как раз те 2 купола с закруглённой крышей сверху и треугольными арками над окнами, сочетающих оба стиля — романский (нижний купол) и готический (верхний купол).

В крыше верхнего купола есть небольшое отверстие (“глаз божий”), через которое расположенная под ним купель наполнялась дождевой водой, раньше используемой при таинствах крещения. Здесь был крещён Галилео Галилей.

Ежегодно, 24-го июня, проникающий через отверстие солнечный луч попадает на бронзовую статую Иоанна Крестителя в центре купели. В этот момент статуя начинает излучать свет, поэтому 24 июня по всей Италии празднуется как День святого Джованни.

Пизанский баптистерий считается самым большим в Италии, его диаметр — 107.24 м, а высота — 55 м.

Кафедральный собор Пизы (Duomo di Pisa) расположен напротив Баптистерия. Он имеет традиционную форму католического креста.

В его внешнем виде привлекают гранитные своды, огромное количество скульптур и мельчайших деталей, выполненных с ювелирной скрупулёзностью.

На стенах собора — арки, мозаика, множество бронзовых украшений. Западный фасад особенно роскошен — три его портала украшены мраморной резьбой, над входом — 4 открытые галереи с круглыми арками, на самом верху — статуя Девы Марии с младенцем, по обе стороны от которой стоят 4 евангелиста.

Вход в собор через главные массивные бронзовые ворота, в покрытых на них рельефах можно увидеть изображения библейских сюжетов (24 сцены из Нового Завета). Эти ворота открыты только в летнее время (в этом мы убедились лично), а в другие месяцы открыт вход через ворота со стороны падающей башни.

Интересно, что собор, как и его соседка башня, тоже оказался подверженным осадке в грунт и немного наклонён, правда не так сильно, как башня.

Изначально строительством собора с 1063 года занимался архитектор Бускето ди Джованни Джудиче, известный своим размахом в строительстве и очень нестандартным мышлением. Ему была поручена задача создания такого здания, которое бы просто затмило строящийся в Венеции собор Святого Марка (власти Пизы и Венеции в то время конкурировали между собой).

Площадь Сан-Марко

Площадь Сан-Марко

Джудиче получил огромное финансирование от города и осуществил замысел. Собор оказался удивительно красивым. Смешение в нём византийского, ломбардского и арабского стилей положило начало новому пизанско-романскому направлению в архитектуре.

Над оформлением главного фасада собора поработал архитектор Райнальдо, добавивший к проекту Джудиче полукруглые аркады и мраморную облицовку в чёрном, белом и голубом цветах в шахматном порядке.

На Кладбище Кампо-Санто (Campo Santo) мы посмотрели лишь со стороны, когда обойдя Кафедральный собор, возвращались к падающей башне, чтобы ещё раз, напоследок, полюбоваться её красотой и всем обликом Поля чудес.

Пора было потихоньку возвращаться на вокзал, чтобы по пути посмотреть на улочки и уголки Пизы и те памятники, что нам ещё встретятся.

Выйдя с Piazza dei Miracoli, мы пошли по переполненной кондитерскими, кафе, барами, бутиками, рынками пешеходной зоне — улице Борго Стретто (Borgo Stretto), тянущейся в самом респектабельном районе города, и дошли до очень неприметного с виду, но очень интересного своей историей дома, где родился и жил Галилео Галилей. Да, тот самый Галилей, который доказал всему миру, что «она (Земля), всё-таки, вертится!» и который, словно развернул в обратном направлении «глаз божий» в Баптистерии, где его крестили, в 1609 году создал другой — «око в мир небесного руководителя» — первый в мире телескоп, открывший человечеству тайны Вселенной. Можно только представить, что творилось в головах у святых инквизиторов, когда им предложили посмотреть в телескоп и «заглянуть в глаза Самому» :). Во всяком случае, печальные последствия для Галилея за его «еретическое учение», нам известны.

Продолжив прогулку, мы добрались до красивой набережной реки Арно, поразглядывали многочисленные старинные дворцы, подошли к другому мосту Ponte de Mozza, откуда хорошо видна городская ратуша с часами, и, перебравшись через мост, направились к вокзалу, недалеко от которого стоит памятник первому королю объединённой Италии Виктору Эммануилу, возле которого мы немного задержались.

Вот и закончилась наша поездка в Пизу…

На поезде мы вернулись а Ливорно и направились в порт. Перед ним, на Пьяцца Джузепе Микели, успели побывать у самого знаменитого монумента «Четыре Мавра» с мраморной фигурой основателя города Великого герцога Тосканского Фердинандо I Медичи, с прикованными к постаменту цепями 4-х бронзовых пленённых мавров. Статуя Медичи была воздвигнута в 1595 году скульптором Джованни Бандини в честь победы Фердинандо I над пиратами в водах Тирренского моря. А вот мавры, моделями для которых послужили рабы с галер, прибывающих в порт Ливорно, появились в 1622 и в 1624 годах. Над ними потрудился придворный архитектор Пьетро Такка. Как ни странно, памятник, воздвигнутый в честь герцога и символизирующий возрождение Ливорно и влияние Фердинандо I-й на его облик, был назван в иную честь.

У трапа корабля нас, как всегда, радушно, с музыкой, со стаканчиками с водой и морсом, встретила приветственная группа… Очень приятно, когда так заботятся о тебе :). Уютный отдых на корабле был желанным, так как усталость уже давала себя знать в полную силу.

Предстояло проститься с Италией, оставляя в воспоминаниях наши впечатления и замечательные прогулки по Неаполю, Капри, Чивитавеккьи, Риму, Ливорно и Пизе… Грустно…

После отплытия корабля мы любовались панорамами Большого Медичейского порта, побережья, эффектной Дамбы ди Марцокко, самого старого Главного маяка Torre del Fanale (переводится как «башня-фонарь»), считающегося одним из красивейших на Средиземноморье, и удалялись всё дальше в Лигурйское море…

На следующее утро мы должны были прибыть в Канны, где собирались потратить минимум времени на походы и вдоволь покупаться на одном из солнечных пляжей.

Галина Романова

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.