Колизей в Риме

поделиться:

Направляясь к Колизею (ну, как его можно не посетить!), мы шли по дороге на смотровой площадке. Римский форум был как на ладони и ниже нас метров на двадцать. Это создавало возможность разглядеть многое и в подробностях.

Мы часто останавливались напротив руин и развалин античных колонн, сводов храмов, зданий, остатков фундаментов каких-то конструкций. Всё увиденное вызывало одновременно и восхищение былым величием Рима, и неподдельно грустные чувства от утраты прежней красоты…

Перед нами были грандиозные раскопки, обнажившие из-под земли площади форума и его сооружения. Мы шли мимо них, рассуждали о том, что канули безвозвратно в Лету времена, когда здесь, на ранее заболоченных, а потом осушенных торфяниках между Капитолийским, Палатинским и Эсквилинским холмами началась грандиозная застройка, била ключом жизнь, выбирались магистраты и консулы, принимались законы, определилась судьба Карфагена, совершались обряды в честь богов, шло чествование императоров, проходили народные собрания и встречи, шла бойкая торговля, менялись деньги, разгуливали римские вельможи в пурпурных тогах, выставлялись добытые военные трофеи… Исчезли многие каналы Большой клоаки, как и монументы и храмы, роскошные базилики, императорские дворцы с их золочёными мраморными статуями и термами, умолки и опустели рынки… Сложной оказалась судьба у Римского форума, просуществовавшего до падения империи и пережившего вместе с нею все взлёты и потрясения…

Колизей был виден издалека… Правильное у него название и очень точное — колоссальный (Сolosseus).

Это супер сооружение, создано древними римскими инженерами, которые использовали уникальную для того времени технологию сборного блочного строительства и новые материалы (бетон и цемент), которые применяются и в наше дни. А определении его конструкции как амфитеатра, означающем “театр с обеих сторон” или “двойной театр” (от соединения 2-х греческих слов) отражало назначение Колизея, построенного в 70–80 годах н.э. членами династии императоров Флавиев.

Наверное, как и в древние времена, внутри и возле Колизея было много людей, как и мы, пришедших посмотреть на это чудо света с сохранившимся в большей части архитектурным великолепием и с преследующей его жуткой историей, закрепившей за ним другое название — храм смерти.

Мы стояли возле самого большого в мире древнего амфитеатра, известного как место чрезвычайно экстремальных развлечений римлян, численность которых к 80 году н.э. превысила 1 млн.человек (!!!).

В течение 500 лет римляне, поколение за поколением, шли сюда на бесплатные увеселительные мероприятия — фестивали, театральные представления, гонки на колесницах и ярмарки.

Самыми зрелищными были иные развлечения — публичные казни, мучения первых христиан, на которых натравливали разъярённых зверей, охота на диких зверей, доставляемых из северной Африки, кровавые имитации морских битв (наумахии), устраиваемых прямо на арене, предварительно заполненной водой, и драматичные гладиаторские бои, во время которых, в общей сложности, погибло свыше 500 тыс. человек (только при открытии Колизея во время игр, длившихся 100 дней, убиты более сотни гладиаторов и несколько тысяч хищников). Именно для гладиаторских боёв была была создана эллиптическая форма арены, исключающая и для гладиаторов, и для обезумевших от боли животных всякую возможность спрятаться в угол и избежать кровопролития. На утеху публике гладиаторы-победители битв получали огромное вознаграждение, победители рабы — свободу, любимцы зрителей — венки. Страсти подогревались бросаемыми в народ билетиками, по которым потом поймавшие их счастливчики получали разные подарки — кто головку сыра, а кто и мешок с золотом.

Хочешь — не хочешь, но впечатления от Колизея были полярными. Он, словно стал воплощением странного симбиоза неистовой беспощадности и тщеславной щедрости… странного сочетания высоты инженерной мысли и безмерного ликования “свободных римских граждан” от зрелищ смерти… Невозможно было не думать обо всём этом, как невозможно было и не удивляться сложности и красоте его конструкции.

Сильный зной и минимум оставшегося времени привели нас к решению полюбоваться этим театром без крыши только с одной стороны — с внешней.

Совершив “круг почёта” длиной, чуть большей, чем длина внешнего эллипса Колизея в 524 м, мы во всех подробностях разглядели стену 50-ти метровой высоты с 4-мя рядами ярусов, оставшиеся красивые арки 7-ми метровой высоты на 1-м этаже и входы, через которые 70 тысяч (!!!) древних зрителей быстро и без помех проходили на свои места. Обратили мы внимание и на арки на других ярусах, на интересную систему аркад и инновационную для того времени блочную кладку — арочных ячеек, позволивших создать ярусы — первую многоэтажную конструкцию (!!!), используемую сегодня, как обычное явление, при возведении многих сооружений.

Внутреннее инженерное устройство Колизея, с его лифтами, подъёмниками зверей, системой подачи и отвода воды для морских сражений, установкой тента надо всей ареной во время непогоды или для защиты от палящего солнца, заслуживает целых томов.

Нас очень поразило, что имя архитектора Колизея история, как обычно, выделяющая только именитых заказчиков проектов, не сохранила. Честь и хвала им, конечно, финансовым спонсорам архитектуры, но великое искусство им, всё же, не подвластно. Предположительно, автором проекта Колизея был архитектор Рабирий (даже полного имени нет :(, который был создателем и других шедевров — дворца Домициана на Палатине и терм Тита.

Что и говорить, Колизей, памятник архитектурного искусства Древнего Рима, построенный 2000 лет назад, разрушенный на 2/3, даже своими руинами задал высокий тон всему строительному миру на десятки столетий. С появлением Колизея произошел коренной перелом в архитектурном мышлении римских зодчих, до сих пор влияющий на развитие современных направлений строительства.

Вот тебе и 80-й год нашей эры, вот тебе и “древние” архитекторы… Поневоле призадумаешься, кто тут “древнее” и кто “современнее”…

А наш краткосрочный визит в Вечный город подошёл к финалу. Каждый шаг по Риму был переворотом в сознании… Глаза видели, а разум не верил, что всё окружающее — реалия, которой и по сей день восхищается весь мир, и создана людьми, жившими 2000 лет назад… Людьми гениальными, с удивительными талантами и художественным воображением, не владевшими современными строительными технологиями, возможностями компьютерных программ и расчётов и много ещё чем, обычным для нас, но сумевшими сотворить всемирную красоту, ясно донести через неё замыслы и идеи своим современникам и далёким потомкам…

До свидания, Великий Рим… трудно прощаться с тобой…

Пора было возвращаться на корабль. На метро мы доехали до Roma Termini, далее на электричке до Чивитавеккьи, где решили идти прямо к кораблю, минуя бесплатный шаттл. Оказалось, что это даже быстрее и не слишком уж тяжело. Вновь нас встречали музыкой, танцами и прохладными напитками весёлые группы команды корабля, а мы почувствовали, что успели соскучиться по своему лайнеру, ставшему для нас грандиозно уютным морским домом, терпеливо поджидавшим своих обитателей…

После отплытия мы долго смотрели на удаляющуюся Чивитавеккью, прощались с Вечным городом и бурно обсуждали впечатления от 12-часового знакомства с ним…

Из Чивитавеккья наш лайнер оправился в Ливорно. Переполненные впечатлениями о Риме мы готовились к следующим знакомствам с Италией и не забывали про развлечения на корабле.

Галина Романова

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.