Площадь Капитолия в Риме

поделиться:

Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio) — духовный и светский центр древнего и административный центр современного Рима.

А ещё это место, вызывающее давний интерес с детства, потому что в голову каждого из уроков истории напрочь вклинилось, что это самая значимая и знаменитая римская площадь, рядом с которой волчица вскормила Рэма и Ромула, и в память об этом Ромул именно здесь основал Рим, а намного раньше до этого события, ещё в 5 веке до н.э. тут был возведён  Капитолийский храм в честь 3-х главных языческих богов — Юпитера, Юноны Монеты и Минервы, но с течением времени всё изменилось, и  площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что вокруг неё пасли коз.

Площадь Капитолия находится на вершине самого маленького из всех семи Капитолийских холмов. Над её совершенным обликом работал Микеланджело Буонарроти, который превратил площадь в грандиозный архитектурный ансамбль.

Поводом для этого стал один неприятный случай: как хозяину Рима неудобно и стыдно стало папе Павлу III во время приёма короля Испании и Священной Римской империи Карла V в 1536 году, проведённого на пришедшей в полнейший упадок древней площади, считавшейся символом города.

В итоге, папа издал именной указ, по которому Микеланджело был объявлен начальником строительства и наделён неограниченными полномочиями, позволяющими ему, по его усмотрению, строить, разрушать, расширять или сокращать всё, как заблагорассудится. Архитектору этим же указом были полностью подчинены все строительные управления. Микеланджело, убедившись в таком доверии, лишь пожелал, чтобы в указе было добавлено, что на строительстве он служит из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения...

Здания на площади были реконструированы, сама площадь — полностью перестроена. Ей была придана форма трапеции. Микеланджело связал её с расположенными по другую сторону Капитолийского холма руинами древнего Римского форума, пытаясь создать аллегорию бескрайней Римской империи с центром на Капитолии.

В 1546 году, когда Микеланджело приступил к работам, ему был 71 год, и он не успел при своей жизни завершить своё начинание, проработав над ним последние 18 лет своей жизни. К 1581 году это сделали архитекторы  Джироламо и Карло Райнальди и Джакомо делла Порта, а много позднее и другие зодчие. Вид, сохранившийся до наших дней, площадь приобрела только в 1654 году.

Вот такая вблизи история площади Капитолия, огромная и живая, и уже совсем не из школьных учебников…

А про то, что мы увидели на площади Капитолия, лучше рассказать, “поднимаясь” к ней по лестнице.

От жилых кварталов, с улицы Via del Teatro di Marcello, к площади Капитолия ведёт широкая, как магистраль, выразительная лестница Кордоната (Cordonata) из белого мрамора, представляющая собой пологий пандус. Когда поднимаешься или спускаешься по ней, возникает ощущение бесконечного подъёма или спуска (это эффект обратной перспективы, специально использованный Микеланджело).

У основания Кордоната стоят два древнеегипетских мраморных льва (это фонтаны). Слева от лестницы — памятник Кола ди Риенцо, народного трибуна, появившийся в 1877 году на месте его казни в 1353 году. В верхней части лестницы стоят скульптуры античных олимпийцев — братьев Диоскуров Кастора и Поллукса (статуи появились в 1583 году, а были обнаружены при раскопках в театре Помпея). Рядом с ними, вдоль балюстрады, размещены Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги. Символика всех скульптур стала отражением мощи древнего Рима.

Параллельно лестнице Кордоната расположены ещё две: слева — ведущая к Церкви Арачели более старая широкая лестница из 124 мраморных ступеней (она сооружена в 1348 году) и неприметная лестница справа.

Мостовая площади с уникальным звездообразным мощением украшена геометрическим орнаментом, образованным сеткой из белых мраморных плит, выделяющихся на темном фоне. Считается, что в получившихся эллипсах и волютах, эскизы которых были прорисованы Микеланджело, заключены его послания, и над их разгадкой давно бьются многие умы.

В центре площади — бронзовая конная статуя (реплика) императора Марка Аврелия на овальном пьедестале, повторяющем, по замыслу Микеланджело, форму площади. Оригинальная статуя, автор которой остался неизвестным, создана в промежутке между 161 и 180 годами н.э. Она случайно сохранилась во времена утверждения христианства, когда уничтожались все языческие идолы. На площади ещё установили в 1538 году, позднее заменив на копию, а саму поместив в Капитолийский музей. 

Обрамляют площадь с 3-х сторон Сенаторский дворец, занимающий центральное место, и похожие друг на друга, словно близнецы, Новый Дворец (с левой стороны) и Дворец Консерватори (с правой стороны) и слева, немного в стороне от площади, базилика Санта-Мария-ин-Арачели.

Во Дворце Сенаторов (Palazzo Senatorio) работает мэрия Рима. В нём размещены резиденция Сенатора (высшего руководителя муниципалитета) и экспозиции Капитолийского музея с их древнейшими архивами, музеем древнеримских мраморных бюстов, фресок и Пинакотекой, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо.

Поскольку во дворце проходят заседания городской власти, экспозиции музея закрыты, а экскурсии во дворец проводятся лишь в дни празднования особых торжеств.

Фасад Дворца Сенаторов выглядит торжественно. Он украшен античными полуколоннами с капителями, а в его центре, в нише, на постаменте, установлена скульптура «Ликующий Рим» (статуя богини мудрости Минервы (покровительницы Рима), держащей шар — символ господства Рима.

Над нишей — двойная лестница (с левым и правым крылом), ведущая к входу во дворец. В нишах лестницы установлены скульптуры полулежащих богов, символизирующих две древние реки Тибр (слева) и Нил (справа). Они находятся по обе стороны от статуи Минервы. 

На крыше здания Дворца Сенаторов, в его центре, в 1579 году была построена башня со скульптурой той же Минервы и звонницей с колоколом, появившимся намного позднее, в 18 веке.

Если обойти здание с правой стороны, можно подойти к статуе Римской волчицы (вот оттуда мы и вошли на Площадь Капитолия).

Новый дворец и Дворец Консерватори расположены симметрично, их фасады идентичны. В оформлении их использовался гигантский ордер — коринфские пилястры, проходящие через всю высоту фасада. Оба увенчаны аттиком с балюстрадой, украшенной статуями.

В Новом Дворце — Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo) с 1734 года размещены выставочные залы Капитолийских музеев. Здесь находится оригинал конной статуи Марка Аврелия.

Во Дворце Консерватори — Палаццо Консерватори (Palazzo dei Conservatori, в переводе «Дворец Хранителей»), с того же 1734 года открыт общественный музей. Это самый первый музей мира. Здесь собрано огромное количество греческих и римских шедевров — великолепные статуи Венеры, Геракла и Марсия, античные изваяния, украшавшие в Рим в разное время, и многие другие.

Галина Романова

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.