Пантеон в Риме

поделиться:

Приближаясь к Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda), мы проходили мимо стен храмового комплекса Пантеон, разглядывая его сзади, с левого бока. Казалось, что оно состоит он из 2-х зданий, соединённых друг с другом и образующих монолитную глыбу.

Пантеон заслуживает особого внимания, так как навеки остался шедевром античной архитектуры и идеалом гениальных пропорций.

Уже по внешнему виду стен цилиндрической части сооружения из тёмно-коричневого кирпича (ротонды), перекрытой словно вдавленным в неё огромным куполом, было понятно, что она на своём веку, точнее, за свои уже 21.5 века (если же учесть, что 126 год н.э. — это год завершения его строительства Пантеона), повидала многое.

На фасадах ротонды — трещины и выбоины, но, всё равно, выглядит она мощной и огромной.

Передняя часть Пантеона по форме другая — прямоугольная. Это портик с 16-ю колоннами в 2 ряда по 8 колонн (внешние колонны из серого, а внутренние из красного гранита, их высота 14 м, а диаметр 1.5 м — они были привезены из Египта). крытая галерея и вестибюль. На фасадах вестибюля остался кусок облицовки из мрамора и, как понятно, далеко не вчера выполненной…

Общий вид Пантеона величественный и несколько мрачноватый. Впечатление его угрюмости изменилось, когда через двойные бронзовые двери 7-ми метровой высоты (между прочим, каждая из них весит по 20 тонн!) мы попали в вестибюль, примыкающий к ротонде, и перешли в её огромный круглый зал, где стены красиво облицованы разноцветным мрамором, а пол — узорными плитами из порфира, мрамора и гранита, разделёнными на круги и квадраты.

На то, что в зале нет окон других дверей, мы, конечно, обратили внимание, но оно моментально зациклилось на отверстии в вершине купола в обрамлении бронзовым бордюрами (отверстие называется “окулюс”). Зрелище, просто захватывающее дух: при высоте храма 42.7 м, диаметре правильного полусферического купола 43.5 м, диаметр отверстия 9 м!

Конструкция Пантеона стала архитектурным отражением идей и представлений древних римлян о гармонии во всём. Сфера, по их убеждению, была самым гармоничным геометрическим телом. Идея гармонии была заложена и в проект храма. Если поместить внутри купола шар диаметром, равным купольному (мысленно, конечно), он коснётся пола точно в центре храма. И это не единственный пример идеальной римской архитектуры.

Технологию, применённую при строительстве купола, архитекторы всех времён оценивают как гениальную. Древние римские зодчие, ничего не знавшие о железобетоне, сделали купол из расположенных друг над другом и укреплённых арками слоёв бетона — слоя бетона с тяжёлыми металлами, который укладывался только в нижней части купола, далее — слой бетона с более лёгкими наполнителями, а для верхней части была использована пористая пемза (так появился новый строительный материал бетон!).

Получалось, что с увеличением высоты купола уменьшалась его толщина. Возле основания она составила 6 м, а у отверстия — 1.5 м. Общая масса купола 5000 т. Купол поддерживают 140 каменных плит с прямоугольными углублениями.

Строительство купола прекратили в критической точке — на конкретной и точно рассчитанной высоте, где и начинается отверстие. Превышение высоты или завершение купола до полой полусферы неминуемо бы вызвало его падение от тяжести. Именно по этой причине и появилось знаменитое “Око Пантеона”, из-за которого Пантеон шутливо называют «храмом с тонзурой», сравнивая его отверстие с выбритым местом на макушке у католиков, служившим знаком их принадлежности к духовенству. Правда, есть ещё одна занимательная история про появление отверстия, по которой оно появилось, когда демоны рванули из храма во время мессы. То ли они, и на самом деле, были сильными и пробили мощную преграду, то ли страх и ужас их были так велики, что они, как пробка, вылетели из Пантеона :).

Отверстие служило и служит источником воздуха во время религиозных служб. Нагретый от горения тысяч свечей и людского тепла воздух поднимается вверх, а пространство наполняется свежими воздушными потоками с небес.  

Интересен один из способов ускорения строительства купола. Внутри здание засыпали землёй, на которую для выполнения работ поднимались мастера-плотники и чернорабочие и в которую закладывались золотые монеты. Строители могли забрать их по окончании строительства. Каким был результат? За считанные часы храм полностью очистили от земли. Древняя римская практика убедительно доказала, что очень нескупое финансовое стимулирование труда — великая созидательная сила :).

Секрет того, что Пантеон не “сплющился” под своей “купольной крышкой”, заключён в арках, утопленных в стены снаружи и в сам купол. Для облегчения всей конструкции стены изнутри разделены на 2 яруса, а нижний ярус — ещё на 7 ниш одинакового размера. Толщина стен 6.3 м.

Поскольку мы осматривали Пантеон днём, в зале было очень светло — через “Око Пантеона” дневной свет попадал внутрь.

Чувствовалась торжественность от убранства храма и, видимо, сработал эффект “мизерности человека”, оказавшегося внутри огромного пространства среди роскошных интерьеров, саркофагов и статуй. Похоже, именно этого и добивались зодчие, старавшиеся усилить у людей чувство восхищения величием богов.

Поскольку Пантеон это и памятник античной архитектуры, и церковь, и мавзолей, здесь все эти его состояния проявляются одновременно.

Сразу у входа в Пантеон — статуи императора Августа и его военачальника Агриппы, благодаря которому был построен самый первый Пантеон.

В полукруглых глубоких нишах по окружности зала устроены саркофаги, в которых похоронены представители династии Савоев — “отец родины”, первый король объединённой Италии Виктор Эммануил II, его жена — королева Маргарита, сын — король Умберто I и многие другие великие и известные люди Италии.

Подошли мы и к могиле Рафаэля. Для нас это было обязательным моментом. Возле его захоронения было особенно многолюдно.

Рафаэль Санти, величайший итальянский художник и выдающийся архитектор, умер в 1520 году в возрасте 37 лет. Он стал первой знаменитостью с почестями упокоенной в Пантеоне. Рафаэль хотел быть похороненным именно здесь, в храме, соединяющем богов и людей. По этому печальному поводу он оставил своё распоряжение. Своему другу и ученику Лоренцетти — завещание о том, чтобы тот над его мраморным саркофагом установил скульптуру Девы Марии с лицом своей любимой женщины Маргариты. Лоренцетти должен был сам изваять её. Пожелания Рафаэля были полностью исполнены.

Гробница Рафаэля была устроена так, как он пожелал. Над усыпальницей — канонический алтарь. На надгробии написана эпитафия кардинала Пьетро Бембо: «Здесь лежит Рафаэль, при жизни его сама природа, мать всего сущего, боялась быть им побежденной, а после его смерти страшится умереть». Слева от могилы установлен бюст Рафаэля. Всё это сохранилось в очень хорошем состоянии. Поток людей к Рафаэлю был большим, но возможность подойти к его могиле и почтить его память, всё же была.

Завершив знакомство с Пантеоном, мы вышли на площадь Ротонды (Piazza della Rotonda), на которую обращён его парадный фасад.

В центре площади — фонтан Пантеона. В его центре на постаменте высится египетский обелиск. Он не самый высокий (6.34 м), зато очень древний — его возраст 3500 лет! В Рим это обелиск был вывезен из Египта, где украшал храм Рамзеса II (храм Ра в Гелиополе). На обелиске написан гимн, прославляющий Рамзеса II.

Фонтан и обелиск в нём появились в разное время. Фонтан в 1575 году, после завершения работ по прокладке на Марсово поле подземного трубопровода, обеспечивающего питьевой водой самый густонаселённый район Рима, создал архитектор Джакомо делла Порта. Это был заказ папы Грегория XIII, пожелавшего заменить прежний маленький фонтанчик перед Пантеоном. Позднее фонтан несколько раз реконструировался, менялись и улучшались его проекты. В 1711 году он вновь преобразился по распоряжению папы Клемента XI.

Архитектор Филиппо Бариджони, приглашённый папой для изменения конструкции фонтана, удалил мраморную чашу, поставил вместо неё травертиновый постамент с имитацией скал вокруг него и украшенный дельфинами, а на него установил египетский обелиск. Фонтан был украшен символикой папы Клемента XI — Альбани (гербом), изображением папской тиары с перекрещенными ключами и бронзовой 8-ми конечной звездой на вершине обелиска.

В 1880 году произошла очередная реставрация фонтана, были демонтированы оригинальные мраморные скульптуры, отправленные в Музей Рима, их заменили на копии, созданные Луиджи Амичи. Впоследствии были проведены ещё несколько реставраций.

Как и величественный Пантеон, фонтан вёл напряжённую жизнь, стараясь во всём соответствовать грандиозному шедевру, находящемуся перед ним.

 

Удивительна архитектура Пантеона… Находясь внутри него, купол видится идеальной полусферой, в отверстии которой ежедневное движение столба солнечного света и обзор ночного неба превращают его не просто в величественное сооружение, а в небесный храм на Земле, в самом сердце великой Римской империи…

Отражение величия Рима и Римской империи стало главной целью строительства Пантеона. Человеком, который достиг её, был Марк Випсаний Агриппа — государственный деятель, полководец и сподвижник первого римского императора Октавиана Августа, с которым его поначалу связывала тесная дружба, а потом и родственные отношения.  

Военные успехи Агриппы усилили Августа, а последняя победа в морском сражении с Антонием и Клеопатрой у мыса Акций в 31 году до н.э. привела к единовластию императора.

В память о ней в 27 году до н.э. Агриппа на своей земле на Марсовом поле построил храм и подарил его Августу.

Император подарок принял, но переименовал его в Пантеон. Это было время языческого Рима, когда каждому богу строили свой храм, но и иногда возводились храмы и пантеоны, где почитали всех богов.  Император Август решил, что это будет храм всех богов (по-гречески, пантеон).

В появившемся Пантеоне, имевшем обычную 4-х угольную форму и ориентированному иначе, чем современный, разместили алтари главным римским божествам — Юпитеру, Марсу, Венере, Сатурну, Нептуну, Плутонию и Юноне. Жертвы каждому из них в отдельности и всем одновременно приносились на алтарях внутри храма. Это было революционным новшеством Агриппы. Он сломал ранее существовавшие традиции проведения ритуалов только на площадях перед святилищами, а, построив храм в виде триумфальной арки, добился его демократичности — теперь все свободно входящие в него горожане становились “триумфаторами”, то есть “равными богам”, чего до Агриппы быть не могло, поскольку входить в храмы тогда могли только жрецы и “посвящённые”.

Здание первоначального храма простояло 107 лет (с 27 года до н.э. до 80 года н.э.), неоднократно подвергалось реконструкциям после разрушений из-за наводнений Тибра, а в 80 году н.э., после огромного пожара, полностью сгорело. Храм был восстановлен уже по указанию императора Домициана, но в 110 году н.э., после удара, молнии сгорел и он.

Строительство здания Пантеона в том обличьи, что мы видим в наши дни, началось в 114 году н.э., и завершилось к 126 г. н.э. За это время в Риме на смену очередному римскому императору Траяну пришёл другой — Андриан, правивший с 117 по 138 год н.э. Он завершил начатое строительство Пантеона, а к созданию проекта и возведению здания привлёк гениального архитектора Аполлодора Дамасского.

В новом Пантеоне, с его гигантским куполом на цилиндрическом “теле”, были сохранены идеи Агриппы о демократичности храма всех богов, алтари которых были размещены по кругу.

В память об Агриппе, создавшим первый Пантеон, Андриан приказал высечь на фронтоне храма надпись, гласившую: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это» (в оригинале на латинском: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT»). Проявив почтительность к великому полководцу, строителю, географу, создателю общей карты Римского государства и меценату и личную скромность, Андриан отказался увековечить на стенах Пантеона своё имя, как было принято в то время.

Новый Пантеон долгое время служил местом языческих идолов. В период объявления христианства как единственной религии Рима с его фронтона у входа были сброшены все позолоченные скульптуры, а из храма вынесены языческие статуи. Здание пустовало свыше 200 лет, считаясь после своего служения язычеству не приемлемым для создания в нём христианского храма.

Дальнейшие исторические события развивались бурно, но жизнь к Пантеону вернулась лишь в начале 7 века, когда в 609 году император Византии подарил его римскому Папе Бонифацию IV. Папа освятил Пантеон как церковь Святой Марии и мучеников. Такое превращение в католическую церковь стало спасительным — Пантеон вышел из забвения и неминуемых разрушений, коснувшихся многих античных построек.

За минувшие столетия он был изрядно разворован и лишился металлических украшений, частично мраморной отделки, нескольких колонн и “понижен” до самой низкой точки Рима вместе с уровнем площади перед ним, но оставался действующим христианским храмом, получив после 1000-го года имя «церковь Санта-Мария-Ротонда», каким его знают и поныне.

После воцарения мира, последовавшего за крестовыми походами, борьбой между папами, императорами, войной с Францией в 15–16 веках, когда Пантеон был оборонительной крепостью и его стены выдержали мощные штурмы, началась третья жизнь Пантеона. В конце XIX века зданию был возвращён римский строгий облик.

В наши дни Пантеон известен как Национальный мавзолей Италии.

С площади Ротонды мы направились к фонтану Треви.

Галина Романова

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.