Капри

поделиться:

На Капри можно было добраться на паромах и небольших корабликах, регулярно курсирующих от Неаполя, до островов Искья, Прочида и Капри. Большинство кораблей до Капри отходит от Моло Беверелло (порт для небольших судов), который находится буквально в 2 шагах от стоянки Эпика.

К порту мы быстро дошли пешком, в кассах у Моло Беверелло купили билеты и вовремя погрузились. Людей было много, но, как оказалось, мы успели прибыть на Капри очень рано, что избавило нас от более поздней сутолоки бесконечных потоков туристов уже на острове.

В течение 50 минут мы бороздили Неаполитанский залив Тирренского моря, из иллюминаторов любовались морскими пейзажами и островом Искья и, наконец, пришвартовались у пристани в порту Марина-Гранде (Marina Grande). Это главный порт острова Капри. Находится он у подножия горы Монте Соларо. В нашем резерве было 5 часов до возвращения в Неаполь.

Красота Капри — огромнейшая сила мгновенного действия. Она поражает с самого первого шага. Рядом с портом, на берегу бухты, небольшая торговая площадь Виттория (della Vittoria) с кафешками, домами с разноцветными фасадами, с терассами, открытыми верандами и балконами. Дух захватывало от обилия яхт, цветов и людского гомона и красоты прибрежного утёса Монте Соларо.

Мы торопились к фуникулёру, который находится напосредственно в порту, чтобы на нём подняться в столицу острова — город Капри. Купив билеты, не забыв и про обратные, в кассе (по-итальянски Bigletteria) и, выждав очередь, зашли в кабинку фуникулёра, начавшего свой 5-минутный подъём.

С ветерком пролетая мимо виноградников, домов, лимонных деревьев и еле успевая разглядывать яркую синеву лазурного моря, вилл и густой зелени садов, мы вертели головами в разные стороны, пытаясь успеть всё увидеть и хоть как-то осознать окружающую нас красоту, всецело окутавшую и поглотившую нас.

На выходе из фуникулёра мы оказались на просто феерической смотровой площадке на высоте 138 м над уровнем моря, виды с которой кажутся нереально восхитительными… А это было лишь вступлением в мир пронзительного очарования, о чём мы тогда ещё и не подозревали.

С трудом оторвавшись от созерцания ослепительных панорам, мы прошли на главную площадь города — Пьяцетта (площадь Умберто I), плотно уставленную цветочными горшками, стульями и столиками нескольких кафе, кишащую туристами и представляющую центр светской жизни острова.

Знаменитостей, звёзд шоу-бизнеса или известных через СМИ миллионеров, которые, как говорят, нередко прогуливаются по этой миниатюрной площади вечерами, мы здесь не встретили, а потому обратили своё внимание на более весомые и реальные достопримечательности — старинную церковь Святого Стефана, стоящую отдельно от неё колокольню — башню с огромными часами с боем — и находящееся здесь же на площади очень скромненькое здание муниципалитета из красного кирпича.

 

Следующей целью нашей плотной при небольшом количестве времени программы была прогулка к вилле Круппа — человека-легенды острова, создавшего знаменитые сады, известные во всём мире как Сады Августа (Giardini di Augusto), ставшие роскошным бриллиантом Капри.

Фридрих Альфред Крупп, немецкий сталепромышленник, живший на Капри с 1898 по 1902 год, увлекался морской биологией, которая и привела его на остров. Не имея своего дома, он несколько лет жил в гостинице «Grand Hotel Quisisana» (Куизизана), а позднее купил для себя несколько участков по соседству с обителью Сан-Джакомо, где собирался построить виллу.

Участки же, как принято сегодня говорить, отличались уникальными видовыми характеристиками и живописным каприйским ландшафтом. С них открывалась грандиозная панорама на остров и скалы Фаральони — три загадочных огромных известняковых рифа, словно вырастающие из моря на 100-метровую высоту.

Вилла у Круппа так и не появилась, но на участках он разбил великолепные сады, состоящие из нескольких терасc, и выстроил необычайно эффектную дорогу-серпантин (Via Krupp). Сделал он это для удобства спуска к пляжу Марина Пикколо и для того, чтобы добраться из своего сьюта в гранд-отеле «Куизизана» к своей яхте.

Виа Крупп (Via Krupp) — ещё одно грандиозное творение эстетичного магната, подарившего его городу Капри. Она, как громадная жирная змея, петляет по крутой скале, преодолевая путь в 1350 м и её 100 метровую высоту.

Ранее сады называли именем их «родителя», но потом с названием произошла некая трансформация. В 1918 году из-за одной тёмной истории, приведшей к гибели Круппа, местный муниципалитет их экспроприировал. Сады были украшены статуями из белого камня, засажены роскошными цветами, преобразованы в общественный парк и переименованы в Сады Августа — в честь первого императора Римской империи Августа I, считавшего Капри «райским уголком» и предпочитающего отдыхать здесь в своей вилле среди благоухающих апельсиновых, мандариновых, лимонных и оливковых рощ, кедровых деревьев, живописных пушистых сосен, цветов жимолости, жасмина, роз….  можно перечислить ещё 850 наименований экзотических каприйских растений, многочисленные образцы которых растут сегодня в Садах Августа и источают невообразимо приятные ароматы.

А виллой Круппа называется бывшая вилла «Блезиус» (Blaesus), которую некоторое время снимал Максим Горький, проживший на Капри, в общей сложности, 17 лет. Потом она была преобразована в гостиницу и переименована в виллу Круппа (Villa Krupp). Так муниципалитет и жители проявили уважение человеку, вложившему очень большие средства в развитие городской инфраструктуры.  

Villa Krupp действует и по сей день — это семейный 3-х звёздочный мини-отель. На Via Krupp установлена памятника доска с барельефом Альфреда Круппа.

Вот в эти Сады и к вилле Круппа, известные всему миру и притягивающие нас словно магнит мы и спешили. От площади Пьяцетта мы шли по чисто вымытым, петляющим и очень узеньким улочкам, с великолепными клумбами, огромными глиняными вазонами с цветами, мимо дорогих домов, ресторанов с открытыми площадками (и это при ширине улиц в 5–6 м!), модных брендовых бутиков и шикарных отелей, украшенных старинными скульптурными композициями, мимо увитых цветущими розами и вьюнами стен каменной кладки, огораживающих участки с виллами, вдыхали несущиеся отовсюду богатые ароматы каприйских садов и слушали удивительное щёлкающее пение птиц.

В одном местечке мы заметили необычный бар — на выложенной кирпичами подставке, в небольшой нише в стене одного из домов, стояла чаша из стёсанного камня с чистой водой, которая каким-то образом попадала в неё из задней стенки ниши. Над нишей — красивая табличка с надписью «Garthusia Dog Bar» (Бар для собак), красноречиво определяющая круг посетителей этого заведения и любезно приглашающая их отведать натуральный напиток :).

И вот мы добрались до указателя с табличкой «Giardini di Augusto” и стоящей перед ним кассы — стола с небольшой стойкой и двумя продавцами ну очень простеньких билетов за 1 евро, почему-то напомнившими Остапа Бендера у Провала в Пятигорске (по роману «Двенадцать стульев»). Но порядок есть порядок — билеты купили и отправились по стрелке указателя.

Поднявшись по ступенькам на смотровую площадку, мы ахнули от восторга — от великолепия потрясающей панорамы горных утёсов, простора залива, в котором многочисленные парусники, катера и яхты, казались белоснежными птицами, плавающими в ослепительно синей и кристально чистой морской лазури, от вида выступающих из моря скал Фаральони, о которых образно говорят, что это «Три сына Капри» . Конечно же, мы полюбовались витками Виа Крупп, побродили по парку среди кипарисов, дубов, пышных пальм и голубых горных сосен с необычными изгибами стволов, цветочных клумб и бархатных газонов.

Рядом с парком, чуть выше на горе, в свободной для доступа зоне, но не в Садах Августа, как указывается в путеводителях, мы смогли высмотреть притаившуюся под ветвями деревьев белую стеллу в честь небезызвестного вождя мирового пролетариата, добраться до которой мы посчитали для себя “архиважной задачей” и “священным долгом” русских на Капри.

Отыскав дорожку, ведущую к стеле, продравшись через кусты, по мосткам через какие-то ручьи и чуть заметные тропы, нашли кирпичную лестницу с перилами, идущую от дома, где жил Горький, к огороженной кованой решёткой площадке со стелой.

Прочитав под барельефом на одном из пилонов стеллы надпись в 3 строки «A LENIN CAPRI» (Ленину — Капри) и окончательно убедившись в «верности выбранной дороги», сделали памятные фотографии. Создалось ощущение, что попали на кладбище и посетили одинокую заброшенную могилу в большой оградке… Сколотый с левого угла постамент,  заросшая травой площадка, никого нет, цветов от посетителей тоже… туристы, по указанию гидов, смотрят сюда издалека, видя скрытый зеленью деревьев какой-то узкий памятник из 3-х поставленных друг друг на друга кусков белого мрамора… Удручающее впечатление.  

А ещё один момент для нас остался совершенно не понятным — почему стеллу, созданную в 60-х годах прошлого века итальянским архитектором Джакомо Манцу по заказу советского посольства, воздвигли именно здесь — в Садах Августа? Наверное, уместнее смотрелся бы тут памятник Круппу. К тому же, любезный друг Горького всего дважды приезжал к нему в гости, проводил время в душевных беседах, ходил с ним на рыбалку, общался местными рыбаками, прозвавшими его «дринь-дринем», то ли из-за увлечения итальянскими горячительными напитками, то ли за из-за спячки во время рыбалки.  Да и как то сомнительно, что здесь, среди таких красот, можно было заниматься ожесточённой борьбой с «каприйской ересью», обучением товарищей по партии и подготовкой революции в России… Больше на предлог побывать и отдохнуть на Капри смахивает… Вот дела…        

Отыскали мы и тот дом, где Горький снимал квартиру. На нём висит памятная доска, где написано, что в 1910 году тут был основатель советского государства В.И. Ленин, а далее про то, что были здесь многие представители культуры, которые, между прочим, приезжали к Горькому именно в гости, на отдых и для творческого вдохновения.

Полностью отключившись от почтения организатору российской революции, в оставшееся время мы долго гуляли по лабиринтам изящных улочек, узких, живописных, с поднимающимися или спускающимися ступенчатыми лестницами или без них, пересекающихся под разными углами, замечая, что их расположение повторяет особенности рельефа. Мы восхищались природной роскошью, голубым морем и солнечным светом, заливающим всё пространство и слепящим своей золотой яркостью глаза, пляжами, к которым нужно спускаться по витиеватым дорожкам, террасной застройкой, превращающей крыши вилл и домов в площадки у ног, а сады на участках с созревающим виноградом, с необычными высокими кактусами, кипарисами, мандариновыми, лимонными и апельсиновыми деревьями, кустарниками с огромными и яркими красными, оранжевыми, синими, жёлтыми цветами с завораживающими ароматами — в своеобразные уютные ниши.

Возвращаясь к фуникулёру, преодолели очень длинный и очень крутой подъём по улочке, столь узкой, что приходилось прижиматься к стенам, чтобы пропустить идущих навстречу людей или доставщиков продуктов в торговые лавки и магазинчики, движущихся на мотороллерах и на миниатюрных машинах. Самое интересное, что по направлению вверх нас никто не обходил, разве что только в короткие моменты передышек, — редкие пешеходы просто рассредоточились далеко друг от друга на этой сложной дистанции.

К фуникулеру мы направились с большим запасом времени, поскольку читали про возможные большие очереди. Напоследок, со смотровой площадки окидывая взором морские панорамы, мы с большой грустью попрощались с городом Капри, с островом Капри, мысленно благодаря их за отдых, за испытанное наслаждение увиденным восхитительным миром грациозного природного блеска и изящества…

Стремительный кораблик умчал нас в Неаполь, вновь встретивший нас шумом многолюдного порта, толпами повсюду снующих туристов, как и мы, желающих узнать о нём самое интересное.

Времени у нас до отправления корабля оставалось в обрез, и мы ограничили осмотр города, потому что хотели побыстрее вернуться на корабль, да и потому, что очень устали.

Возвращение на корабль — было всегда праздником. Уже у трапа играла музыка, предлагались бесплатные лимонады, корабельные фотографы делали снимки. Фотографии, правда, можно было получить только за деньги :(.

Потом службой пропуска корабля, как и во всех других портах, проводилась хорошо организованная и быстрая проверка наших личностей по магнитным карточкам. 

Посещение шведского стола, вечерние программы, танцы на дискотеке завершили это день. А корабль в это время уже держал курс на Рим…

Галина Романова

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.