Собор Святого Павла в Лондоне

Собор Святого Павла

поделиться:

Собор Святого Павла — это главный храм Лондона и крупнейшая в Европе англиканская церковь, в которой расположена резиденция лондонского епископа. Собор Святого Павла находится в Лондонском Сити, на холме Ладгейт Хилл, одной из самых высоких точек города.

В соборе Святого Павла проходят многие торжественные мероприятия. Так, в 1897 году здесь отмечалось шестидесятилетие королевы Виктории, а в 2012 году — королевы Елизаветы. Здесь отпевали Уинстона Черчилля и леди Маргарет Тэтчер, а в 1981 году прошло бракосочетание принца Чарльза и леди Дианы.


Адрес Собора Святого Павла

St Paul’s Churchyard, EC4


Как доехать до Собора Святого Павла в Лондоне

  • Ближайшая станция метро — Сент-Полз (St Paul’s)
  • На автобусе маршрутов № 4 и 11, 15 и 23, 25 и 26, 100 и 242.


Время работы Собора Святого Павла в Лондоне в 2019 г.

Собор является действующим храмом. Его можно посетить для молитвы (вход свободный) или в рамках экскурсии (вход платный). Стоит иметь в виду, что во время молитвы вход хоть и бесплатный, но свободно ходить по храму и рассматривать интерьер, особенности убранства не принято.

  • Богослужения в Соборе Святого Павла
    • С понедельника по субботу
      • с 7:30 до 8:30
      • c 12:30 до 13:15
      • с 17:00 до 19:00 (окончания вечерней службы)
    • По воскресеньям весь день (с 8:00 до 19:00)
    • Расписание служб может быть изменено, проверяйте на официальном сайте.
  • Экскурсии в Соборе Святого Павла
    • С понедельника по субботу с 8:30 до 16:30. Кассы закрываются в 16:00
    • Галереи открыты с понедельника по субботу с 9:30 до 16:15
    • По воскресеньям экскурсии не проводятся


Стоимость билетов Собор Святого Павла в 2019 г.

Билет включает вход в собор, посещение крипты и галерей, а также аудиогид (на русском языке нет)

  • Билет в кассе
    • Полный билет — 20 фунтов
    • Для детей до 6 лет — бесплатно
    • Для детей от 6 до 17 лет — 8,50 фунтов
    • Для студентов и лиц старше 60 лет — 17,50 фунтов
    • Семейный билет для 2 взрослых и 2–3 детей — 48,50 фунтов
    • Семейный билет для 1 взрослого и 2–3 детей — 34 фунта
  • Билет на официальном сайте
    • Полный билет — 17 фунтов
    • Для детей до 6 лет — бесплатно
    • Для детей от 6 до 17 лет — 7,20 фунтов
    • Для студентов и лиц старше 60 лет — 15 фунтов
    • Семейный билет для 2 взрослых и 2–3 детей — 41,20 фунта
    • Семейный билет для 1 взрослого и 2–3 детей — 29 фунтов


Собор Святого Павла — верхние галереи

Купол окружают три галереи — Шепота, Каменная и Золотая.

  • Галерея Шепота расположена с внутренней стороны на высоте 30,2 метра от пола, к ней ведут 257 ступеней. Свое название она получила из-за необычной акустики. Слово, сказанное в одной части галереи, слышно вокруг всего купола. Так, что не удивляйтесь, если увидите здесь туристов, шепчущих непонятные фразы
  • Каменная галерея находится у подножия купола, на его внешней стороне, на высоте 53,4 м от уровня пола. Чтобы подняться на нее, надо преодолеть 376 ступеней
  • Если Вы подниметесь от Каменной галереи еще на 150 ступеней, то есть всего преодолеете 526 ступеней, Вы попадете на Золотую галерею, расположенную на вершине купола под световым фонарем на высоте 85,4 метра. Отсюда, как и с Каменной галереи, открывается великолепный вид на Лондон.


История собора Святого Павла в Лондоне

Первоначально на холме Ладгейт Хилл находилась древняя языческая церковь богини Дианы, а затем в 604 году здесь был возведен первый христианский храм Лондона. Строение было деревянным и сгорело во время пожара, а затем на его месте был сооружен каменный храм, посвященный апостолу Павлу.

1000 лет простоял собор Святого Павла и всегда он был центром старого Лондона. Это было место, где король встречался с горожанами, здесь праздновались военные победы, на площади заключались сделки и искали проституток, а на церковном дворе был оживленный книжный базар.

Это была не просто церковь, куда приходили горожане и не только памятник религии, это был своего рода культурный центр того времени.

Лондонцы боялись, что 1666 год, оканчивающийся тремя шестерками, принесет им большие беды.

2 сентября 1666 года в одной из кондитерских города начался пожар, огонь от которого распространился на тысячи деревянных построек. Пожар длился 4 дня и превратил в развалины 13 тысяч домов и 93 церкви. От свирепого пожара тысячи людей спасались бегством.

Страх неминуемого конца света усилился, когда огонь перекинулся на Собор Святого Павла. Огонь не пощадил храм, уничтожив памятник архитектуры.

После пожара Собор пытались отремонтировать, но все усилия были напрасны. Выбора не было, Лондону был необходим новый храм, но кто сможет построить такой монумент?

Королевский совет, состоящий из чиновников и духовных лиц, пошел на риск и назначил архитектором 35-летнего Кристофера Рена, астронома и ведущего математика своего времени. Этот выбор объяснялся тем, что в то время архитектура была лишь направлением математики и профессиональных архитекторов не было.

Кристофер Рен хотел соорудить грандиозное сооружение в классическом стиле с огромным куполом. Чтобы претворить в жизнь свои революционные идеи, Рен порывает с архитектурными традициями того времени. Его разногласия с членами Королевского совета относительно архитектуры храма отложили начало строительства на 9 лет.


Архитектура

Около 500 лет английские храмы строились в готическом стиле, но Рену этот стиль не нравился, он считал готическую архитектуру очень грубой и варварской, она ассоциировалась со средневековьем и казалась продуктом менее цивилизованной эпохи.

Как математик, Рен не любил пропорции готической архитектуры и был уверен, что только правильные геометрические формы и математическая симметрия помогут создать настоящую архитектурную красоту.

Рен различал два вида красоты в архитектуре:

  • Красоту архитектурных стилей и архитектурных украшений
  • Более важную и существенную — математическую красоту — это пропорции зданий, его разделение на кубы и сферы, что придает строению настоящую красоту. Для Рена классические постройки древней Греции и Рима воплощают высшую, по сравнению с готической архитектурой, геометрическую красоту.

В Италии и Франции архитекторы барокко также искали вдохновение в классической архитектуре. Их проекты и купола воодушевляют Рена и он создает Великий проект будущего храма в классическом стиле, но заказчики не разделяют его восторга.

В высших кругах Великий проект Рена поддержали, одобрил его и король Карл II, но члены Королевского совета отвергли инновационные идеи архитектора, поскольку храм в классическом стиле был не похож на традиционный английский собор и здание им казалось слишком иностранным.

К тому же, новая архитектура в Париже и Риме финансировалась католической церковью, к которому английская протестантская церковь испытывала враждебность.

По традиции, храмы возводились по частям, начиная с восточной части, где уже в процессе строительства могли проходить службы. А классическое здание Рена надо было возводить целиком, что также не устраивало членов Совета.

Для архитектора это был большой удар и сокрушительное разочарование. Но Рен не был сломлен и, подчинившись Королевскому Совету, он предлагает более традиционный проект.

Новое здание отличается от первоначального: теперь собор представлен в форме удлиненного креста, а такое здание можно строить по частям. Кроме того, он предложил смешение двух разных стилей.

Новый проект был одобрен и для архитектора это была победа с привкусом горечи.

Разрешение на строительство было получено и начинается восстановление храма — первый камень был заложен 21 июня 1775 года. Но Рену все также не нравятся готические формы и он считает, что утвержденный проект — это вчерашний день.

В ходе строительства архитектор принимает компромиссное решение, подсказанное его первой Великой моделью, но позволяющее строить храм по частям. Рен придумал, как с помощью хитрости в сочетании с дерзостью добиться того результата, о котором он мечтал. Свои планы он держит в секрете — он искусно спрятал опоры, контрфорсные арки, характерные для готического стиля и поддерживающие всю верхнюю часть здания, за экранной стеной, идущей вдоль всего периметра.

В 1694 году была закончено восточное крыло, хоры и началось их оформление, в тоже время продолжалось строительство остальных частей храма.


Хоры Собора Святого Павла

Хоры — это одна из жемчужин Собора Святого Павла, изящные и богато украшенные они являются свидетельством мастерства строителей XVII века.

Для их оформления архитектор пригласил лучшего резчика Англии Гринлинга Гиббонса. Поскольку следовать католическим традициям и изображать святых и персонажей из Нового Завета было нельзя, Рен и Гиббонс решили показать изобилие мира природы — прекрасные панели с изображением рога изобилия, стручков гороха и початков кукурузы. Также была создана серия херувимов, изображение каждого из которых было уникально.

Гринлинг Гиббонс выполнил всю удивительно красивую резьбу по дереву, а также деревянные скамьи, которые можно назвать произведением искусства.

Хоры были закончены в декабре 1697 года через 31 год после Великого пожара. Восточное крыло стало предметом национальной гордости.

В те дни весь Лондон праздновал окончание войны с Францией и все горожане хотели посетить службу и устремились к храму, чтобы увидеть построенную часть нового собора.


Купол Собора Святого Павла в Лондоне

После завершения восточного крыла Рен приступил к самой грандиозной его части — возведению огромного купола. Но момент его триумфа превратился в кошмар — наполовину построенный храм стал уходить под землю. Фундамент, построенный 20 лет назад не выдержал даже веса массивных стен. Рен понял, что если поставить сверху тяжелый купол весом 65 тысяч тонн, то строение не выдержит и полностью развалится.

Необходимо было уменьшить вес купола, но как это сделать? Идею новой уникальной конструкции подсказал ученый физик и великий экспериментатор, изобретатель микроскопа, открывший многие явления физики и химии, Роберт Хук. Ученый предложил Рену использовать свойство нагруженной цепи, принимающей форму конуса.

Рен создает купол, сочетающий в себе невероятную прочность и легкость, его гениальность — в дерзости и радикальности. Он придумал тройной купол, не имеющий аналогов в мире. Две конструкции купола видны, а третья средняя — секретная, на ней и держится вся нагрузка.

  • Внутренний купол можно видеть изнутри храма, он подходит к внутренней части собора и создает полусферический потолок. Купол сам поддерживает себя, но не держит никакие другие части
  • Внешний купол создан только для вида, он формирует прекрасный потрясающий силуэт, но также почти ничего не весит. Это иллюзия огромного купола, а на самом деле, это просто система лесов
  • Только третий купол, спрятанный между внешним и внутренним куполами, является настоящим героем — он и служит секретной опорой 850 тонного каменного светового фонаря. Этот купол имеет совершенно другой вид — форму перевернутой нагруженной цепи, каменного конуса, поддерживающего фонарь наверху. Это огромная каменная конструкция, которая давит на него и одновременно выталкивает его.

Чтобы внутренний купол не был темным, Рен вытаскивает центральную часть купола и прорезает окна в среднем и внешнем куполе так, что свет льется из фонаря наверху.

Его последний штрих — это оптическая иллюзия. То, что выглядит как каменный внешний купол, на самом деле, — это рисунок на внутренней стороне кирпичного конуса.

Строительство Собора Святого Павла длилось 35 лет. Кристофер Рен в 1708 году, в возрасте 78 лет наблюдал, как его сын положил последний камень собора.

Высота Собора Святого Павла составляет более 111 метров, а длина — около 175 метров. Англиканский храм соперничал с величайшим католическим храмом — собором Святого Петра в Риме (его высота до верхушки креста составляет 138 метра, а протяженность — 211,5 метров).

Купол поддерживают восемь великолепных арок, его вес составляет 65 тысяч тонн, а вес большого светового фонаря, установленного над куполом, равен 850 тоннам.

Внутренняя поверхность купола расписана фресками с библейскими сюжетами работы живописца Джеймса Торнхилла.

Судьба пощадила храм во время бомбежек Лондона в 1940–1941 годах, пострадал лишь небольшой участок его восточной части. Зажигательные бомбы падали на собор, некоторые из них попали в купол, но когда Лондон вновь оказался объятым пламенем, Собор Святого Павла чудесным образом остался цел, как символ, который Рен выбрал для него — Феникс, мифическая птица, живущая вечно, постоянно возрождаясь из пепла.


Официальный сайт собора Святого Павла

stpauls.co.uk

Собор Святого Павла — это действующий храм, где регулярно проходят службы. Также он является усыпальницей великих людей Великобритании. В нем похоронены Адмирал Нельсон и победивший Наполеона в битве при Ватерлоо герцог Веллингтон, известный ученый-бактериолог Александр Флеминг и создатель храма, архитектор Кристофер Рен.

На могиле архитектора есть только эпитафия, одна из самых известных в мире: «Читатель, если ты ищешь памятник, оглядись вокруг». Собор Святого Павла — это памятник Кристоферу Рену, спроектировавшему в одиночку монументальное сооружение, строительству которого он посвятил всю свою жизнь, а теперь — важная достопримечательность Лондона, которую посещает множество туристов, прибывших в столицу Великобритании.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.