Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире, фото

поделиться:

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор — одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».


Адрес

Владимир, ул. Большая Московская, 60.


Как добраться

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15–20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира, например, Золотые ворота и Успенский собор.


Режим работы в 2023 году

  • Ежедневно, кроме среды и субботы, с 10:00 до 18:00
  • По субботам с 11:00 до 19:00
  • Среда — выходной день
  • Санитарные дни — 26 января
  • Музей может быть закрыт для посетителей (санитарные дни). Уточняйте расписание на официальном сайте.

Стоимость билетов в 2023 году

  • Взрослые — 150 рублей
  • Дети до 14 лет — бесплатно
  • Дети с 14 лет и студенты — 100 рублей

История

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность — у него было 12 детей. В то время князья имели два имени — княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества — Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части — придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807–1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.


Наружное убранство

Белокаменная резьба

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

Архитектура

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

Фасады здания разделены на три яруса:

  • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
  • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
  •  Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

Фасады храма

  • На южном фасаде храма выполнена композиция "Вознесение Александра Македонского на небо". Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета — два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра — приманка для грифонов в виде маленьких львят. Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
  • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него — остальные его сыновья
  • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»


Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций — сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах — светло-зеленых и голубых, зеленовато-жёлтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами — греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.


Официальный сайт

Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: vladmuseum.ru


Дмитриевский собор во Владимире — это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.