Путеводители по рекам России




Людмила З

 02 февраля 2017, 18:03

Ответить 

Меня зовут Людмила Зуева, я работаю методистом на теплоходах круизной компании «Созвездие Инфофлота» («Инфофлот»). На платформе краудфандинга planeta.ru запущен мой проект по сбору средств для печати путеводителей по России. Краудфандинг – это способ получить инвестиции для своего проекта за счет сумм, вносимых приобретателями ваших акции. Цель проекта собрать средства для печати двух книг: третьего издания книги «Кама, Вятка, Белая. Путешествие по рекам» и новой книги «Водные пути Северо-Запада России», включающей маршруты Москва-Санкт-Петербург и Москва-Соловецкие острова. В качестве бонусов за приобретение акций, можно будет получить в электронном или бумажном виде, изданные в типографии onebook.ru путеводители: «Кама, Вятка, Белая. Путеводитель по рекам», «Водные пути Северо-Запада России»,
Москва, Ока. Путеводитель по рекам», «Волга и притоки. Путеводитель по рекам».
Надеюсь на ваш интерес и поддержку. Подробности по адресу
https://planeta.ru/campaigns/55306



Людмила З

 02 февраля 2017, 18:12

Ответить 

Несколько слов о книгах. Они подробны и содержат описание всех, сколько нибудь примечательных мест по берега рек.
Для примера привожу описание села Котловка на Каме.

Котловка

Село Котловка находится на высоком холме на правом берегу Камы, холм иногда называют Котловская Шишка. Пришедшие на эти земли в VIII веке из степей Приазовья булгары основали здесь небольшое поселение, известное историкам как Котловское городище. В более поздние времена, в XVII веке, холм облюбовали разбойные люди — беглые холопы, Кама в те неспокойные времена кишела речными разбойниками. До сих пор среди местного населения ходит немало легенд о сундуках, набитых монетами, запрятанных в укромных прибрежных гротах, закопанных на песчаных островках.
В годы Гражданской войны здесь гремели залпы и рвались снаряды: красные отряды комдива Азина при поддержке революционных матросов Волжской флотилии наступали со стороны Мамадыша на захваченную колчаковцами Елабугу. В окрестностях немало могил времен Гражданской войны.
На панораме Котловки привлекает внимание полуразрушенная церковь Ильи Пророка, построенная в стиле позднего классицизма. Четверик завершен высокой ротондой под куполом, с запада к нему примыкает трапезная, колокольня храма была разрушена.
Трехпрестольный каменный храм строился очень долго, храмозданная грамота выдана в 1838году, в 1845 освящен правый придел во имя Святого Дмитрия Солунского, в 1858-центральный престол, и лишь в 1874 году левый придел в честь Богоявления Господня.
В советское время церковь была закрыта не позже 1930-х годов и была занята складом, мельницей. Сейчас заброшена.
Близ Котловки находятся два древних городища, одно из них занимает вершину Котловской Шишки, другое городище расположено на мысу, между двумя оврагами, близ Котловки; на этом городище есть только два небольших вала.
Раскопки здесь проводились еще в конце XIX века. Городища эти принято называть костеносными, по изобилию найденных в них костей различных животных и по находкам изделий из кости.
На территории городищ были найдены: большие костяные ножи, наконечники для стрел и круглые наконечники для боевых молотов. Из предметов домашнего быта встречаются костяные ложки, вилки, гребни, вязальные иглы, шилья, узды, игрушки и костяные бусы. Орудиями промысла служат: удочки, остроги, маленькие ножички для снимания шкур, разнообразные лопаточки для отделения мездры от кож. Все эти вещи сделаны из кости искусно, иногда даже художественно. На некоторых предметах встречаются изваяния фигур и головок различных животных: лося, медведя, лисицы, кабана, свиньи, лошади, изредка изображения дракона и других фантастических животных. Глиняных, каменных вещиц, а равно и железных предметов встречается очень мало. Но поделок из бронзы и меди найдено больше.
Какому народу принадлежат эти костеносные городища — неизвестно. Oтсутствие монет на городищах указывает, что этот народ был древний, который, однако, приручил лошадь, корову, овцу и собаку. Видимо он вел пастушеский образ жизни, занимаясь также звериной и рыбной ловлей.
Известна также была Котловка тем, что здесь водилась огромная рыба – камская белуга. Известнейший русский этнограф Дмитрий Зеленин в книге «Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края» (1904 г.) сообщает: «Первое на р. Каме село Вятской губернии — Свиные горы, немного повыше устья р. Вятки; за ним следует с. Котловка— оба на правом берегу. Пристани здесь нет, но с. Котловка замечательно по своему рыбному богатству. … Против с. Котловки дно Камы очень углублено и имеет форму котла, отчего село и получило свое имя. Котел этот имеет до 24 сажен (т. е. до 51м: 1 сажень — 2,1336 м.) глубины, а в ширину до полуверсты (примерно 533 м). Верст на 20 выше, против елабужского чертова городища также очень значительная глубина. Это-то 20-верстное пространство реки и было главным местожительством Камской белуги, доходящей иногда до огромной величины — от 50 до 100 пудов (1 пуд — около 16,38 кг)». «…<если белуга> значительной величины, то <ее> не пластают прежде, нежели освидетельствует ее врач и полиция, потому что во внутренности этой рыбы находят иногда и труп человеческий. Охота на белугу, чрезвычайно выгодная, требует однако-ж большой ловкости, смелости и присутствия духа».
Василий Иванович Немирович-Данченко, русский писатель и журналист в своей книге «Кама и Урал» (1890 г.) приводит рассказ одного старика следующего содержания: «…белугу раз в Челнах поймали… Совсем князь-рыба; билась, билась, наконец-таки одолели, вытащили. Потрошить давай, взрезали утробу, а в утробе-то, Господи милостивый, человек, и совсем, как есть, целый… Проглонула она его, как был в красной рубахе да плисовых шароварах, так в них и остался. И сапоги целые!»



Написать сообщение





наверх

наверх