Челябинск — крупный промышленный центр на южном Урале

Челябинск

поделиться:

Челябинск — это крупный российский город, областной центр, расположенный на восточном склоне Уральских гор, в центре материка Евразия. Население Челябинска превысило один миллион человек в 1976 году. Город обладает высоким промышленным потенциалом и по своей индустриальной мощи входит в десятку городов России.

Это развитый научный, культурный и спортивный центр Южного Урала, крупный транспортный узел, расположенный на Транссибирской магистрали.

На старом и современном гербе Челябинска изображен навьюченный поклажей верблюд — символ караванных путей, проходивших через эти места.

Происхождение названия

Существует несколько версий происхождения названия города:

  • Башкирское слово Челябъ переводится как впадина и большая неглубокая яма. От этого слова и произошло название города, расположенного в ведро-образной котловине
  • Некоторые историки считают, что название города произошло от имени собственного Селебей или Челебей, что означает «царевич» и «образованный»
  • Также существует версия, что крепость была построена рядом с небольшим башкирским поселением под названием Селяба или Челяба, от названия которого был назван город.

Как добраться

В город можно добраться по железной дороге, на самолете и на автомобиле.

  • На поезде можно доехать из любого крупного города России. Из Москвы поезда отправляются с Казанского и Ярославского вокзалов, время в пути составит 34–42 часа
  • Самый быстрый способ — долететь до города на самолете, если лететь из Москвы, время в пути составит 2,5 часа. Аэропорт Челябинска Баландино имеет взлётно-посадочные полосы, признанные лучшими в России и соответствующими стандартам ИКАО
  • На автомобиле ехать по трассе М5 или М7, время в пути из Москвы составит около 25–30 часов.

Что посмотреть

Одна из достопримечательностей города — пешеходная улица Кирова, или Кировка, как ее ласково называют жители. Эта улица стала не только пешеходной зоной, но и культовым местом и лицом своего города. Улица небольшая — её длина — чуть больше километра. Здесь чисто и спокойно, постоянно слышна музыка и многие приходят сюда, чтобы, неспеша, погулять и отдохнуть.

Главная изюминка Кировки — это уличные скульптуры, которые прекрасно вписываются в окружающие постройки. Здесь установлены скульптуры Нищего, Чистильщика обуви и ветерана-фронтовик, Левши и Аиста на крыше.

К сожалению, большое число памятников истории и культуры в Челябинске безвозвратно утеряны.

Дореволюционные постройки

По улице Кирова сохранился фрагмент каменных торговых рядов — кусочек главной торговой улицы купеческого города начала XX века. Также к дореволюционным постройкам относятся храмы:

  • Александровская церковь, построенная по проекту архитектора А.Н. Померанцева в 1907 году
  • Симеоновский кафедральный собор построен в 1885 году
  • Троицкая церковь 1909 года, автор проекта — архитектор П.А.Сараев
  • Соборная Ак-мечеть 1899 года, получившая название Белой мечети
  • Синагога, построенная в 1900–1905 годах на улице Мастерской, ныне это улица Пушкина.

Памятники промышленной архитектуры

  • Здание первой электростанции города
  • Здание, принадлежавшее Данцигеру-Высоцкому по ул. Пушкина, 1 — образец челябинского «модерна».

Постройки советского периода

Среди строений советского периода следует отметить:

  • Театр оперы и балета имени Михаила Глинки, сооруженный по проекту архитектора Николая Куренного, росписи выполнены под руководством художника Александра Дейнеки
  • Театр драмы имени Наума Орлова
  • Дворец спорта «Юность»
  • Торговый центр, расположенный на набережной реки Миасс
  • Цирк.

История города

История Челябинска, как и многих других городов России, началась со строительства в 1736 году крепости, возведенной на перекрестке нескольких дорог, на берегу реки Миасс. Это была сторожевая крепость размером около 130 на 130 метров с выступами по углам и двумя башнями с северной и южной сторон. Деревянные ограждения были выполнены из лежащих бревен.

Крепость имела ведущее значение в системе крепостей, построенных для обеспечения безопасности движения обозов с продовольствием и снаряжением для Оренбургской крепости — южного форпоста России.

В 1743 году Челябинск становится центром Исетской провинции. В то время это был ничем не примечательный захолустный городок Оренбургского края, в котором жили казаки, занимавшиеся хлебопашеством и скотоводством. Торговля здесь была развита слабо, а промышленность практически отсутствовала, имелось лишь несколько небольших кожевенных и кузнечных мастерских.

В 1787 году Челябинск получил статус города. Тогда он являлся местом политической ссылки, через которое проходили шедшие по этапу в Сибирь каторжники.

Ситуация не менялась до первых десятилетий XIX века, когда в городе была сформирована торгово-ремесленная прослойка. К середине XIX века в Челябинске стали проводиться ярмарки, на которых торговали хлебом и скотоводческой продукцией.

6 января 1885 года император Александр III принял решение о начале строительства Сибирской железной дороги, проходящей от Самары до Омска через Уфу, Златоуст и Челябинск. Так, с завершением в 1892 году сооружения железнодорожной магистрали небольшой уездный городок стал «воротами в Сибирь». Была построена крупная железнодорожная станция с развитой инфраструктурой, а население города увеличилось в несколько раз.

Наряду с развитием земледелия и животноводства, в городе появились десятки торговых фирм, а многие крупные компании создали здесь свои агентства и выполняли солидные торгово-финансовые операции. Сюда переводится таможня и организуется товарная биржа. В этот период возникают все предпосылки для дальнейшего роста Челябинска как крупного торгового и примышленного центра России.

Промышленный центр

Первые пятилетки стали для Челябинска временем промышленных преобразований. В этот период была запущена Челябинская электростанция, началось сооружение электрометаллургического комбината с тракторным, абразивным и ферросплавным, станкостроительным и цинковым заводами.

Во время Великой Отечественной войны в город были эвакуированы многие предприятия из центра СССР, в том числе Ленинградский, Кировский и Харьковский дизельный заводы, Московский завод «Калибр» и другие.

Соцгород ЧТЗ

В 1930-х годах в восточной части Челябинска были построены Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и его Соцгород.

Соцгород возводился по проекту архитектора Алексея Бурова. Здесь появился целый район, где дома были построены пленными немцами. Сооружаются Католический костёл Непорочного Зачатия и протестантская кирха.

Все здания, в том числе жилые дома, были выполнены в стиле конструктивизма. Только театр ЧТЗ был реконструирован в 1948 по проекту архитектора Михаила Леженя в неоклассическом духе. Построенный микрорайон сочетал жилье и учреждения соцкультбыта: клубы и детские сады и ясли, детские и спортивные площадки и другие объекты социального назначения.

С середины 1930-х по 50-е годы застройка велась в стилистике постконструктивизма и неоклассицизма.

Соцгород ЧМЗ

В 1942 году на севере Челябинска был построен Соцгород Челябинского металлургического завода (ЧМЗ). Это чистый, благоустроенный и спокойный район с великолепной сталинской архитектурой.


Смотрите также

Фотографии

Аэропорт

Жд вокзал

Автовокзал Северный

Автовокзал Южный

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.