Павлово на Оке - как добраться, достопримечательности, история города и музеи





Павлово – небольшой городок на реке Оке в Нижнегородской области. Первое упоминание о городе относится к 16 веку. Исторически в Павлово развивались ремесла, связанные с обработкой металла: кузнецы, жестянщики, медники и другие. Павлово прославилось как центр производства замков, вилок и ножей. В городе находится Павловский автобусный завод, производящий автобусы ПАЗ. Также город Павлово приобрел известность в связи с выращиванием комнатных лимонов, которые распространены теперь далеко за пределами города.

Павлово на Оке часто называют жемчужиной Нижегородской области, отличающейся своей самобытностью и очарованием. Город раскинулся на семи холмах - Троицкой и Семеновой, Спасской и Убогой горе, Каменке, Воскресенской и Дальней круче.

Город Павлово на Оке - как добраться

Во время летнего сезона большинство туристов прибывают сюда на теплоходах, совершающих круизы «Московская кругосветка» и «Маршрут пяти рек».

До Павлово можно добраться на рейсовом автобусе из следующих городов:

  • Из Москвы, расстояние между городами составляет около 400 км
  • Из Нижнего Новгорода, расстояние – около 80 км
  • Из Гороховца Владимирской области, расстояние составляет 48 км.

Также можно ехать на пригородном поезде из Нижнего Новгорода до железнодорожной станции Металлист, расположенной на территории города.

На автомобиле необходимо следовать по бывшей региональной трассе Р125 Нижний Новгород – Ряжск.

Название города

Во всех исторических документах встречается два варианта названия города -  Павлов Острог и Павлов Перевоз. С этими именами связаны следующие легенды:

  • В середине XVI века после покорения Казанского и Астраханского ханств Иваном Грозным сохранялась угроза нападения крымских татар и степняков. По этой причине вдоль границы Московского княжества возводились города-крепости. По приказу царя Ивана Грозного на крутом берегу Оки, в районе Спасской горы, откуда хорошо просматривалась местность в южном и юго-восточном направлениях, была сооружена сторожевая крепость. Ее гарнизон насчитывал 50 стрельцов, во главе которых стоял стрелецкий сотник, по имени которого и была названа крепость - Павлов острог
  • Также сохранилась легенда о перевозчике Павле, который жил на берегу Оки и занимался перевозом. По всей вероятности, еще до возведения крепости, рядом с современным рынком была налажена переправа через Оку, по которой осуществлялась связь русского населения, проживавшего по течению Клязьмы, с мордовскими племенами, жившими в этой местности. В районе переправы находился постоялый двор и кузница для ковки лошадей, здесь проводились ярмарки, трудились рыбаки, лодочники и сплавщики леса. Перевоз появился в этом месте еще задолго до основания крепости - только этим можно объяснить, что в течение века название Павлов перевоз использовалось наравне с именем города Павлов Острог.

Из истории

Первое письменное упоминание об этой местности встречается в грамоте Ивана Грозного от 5 апреля 1566 года. Именно этот год и считается датой основания города.

В Остроге, основанном Иваном Грозным, селились не только стрельцы, но и ремесленники – кузнецы и жестянщики, медники и бочары, горшечники и другие мастера. Развитию металлообрабатывающего промысла способствовало наличие месторождений металла в Выксе и муромских лесах, а также обилие хвойного и лиственного леса, из древесины которого получали необходимый в кузнечном деле уголь. Навыки изготовления металлических предметов передавались от поколения к поколению.

Изделия, выполненные местными кустарями, славились по всей России и за ее границей. Первоначально здесь трудились оружейные мастера и замочники, а в XVII веке с разделением труда в городе стали создавать складные, перочинные и многопредметные ножи и вилки с черенками из перламутра, кинжалы и бритвы. Во время Крымской войны начинается производство медико-хирургического инструмента.

Трудно себе представить, но в начале XX века ежегодно в Павлове выпускалось около 37,5 миллионов висячих замков и 72 миллиона ножей и вилок, а также большое число ножниц, напильников и весовых коромысел.

Однако, главным препятствием развития отрасли было отсутствие железной дороги. Это приводило к тому, что в город было сложно приехать покупателям, невозможно было быстро отправить и выполненные заказы. Использовался гужевой транспорт, а в период ледохода и распутицы сообщение с другими городами и вовсе останавливалось.

Все это привело к тому, что местные мастера проиграли конкурентную борьбу с прибалтийскими производителями.

В 1901 году было решено соорудить железнодорожную магистраль из Петербурга до Среднего Поволжья, которая затем должна была пройти в Среднюю Азию. Местные предприниматели хотели использовать представившийся им шанс и отстояли вариант маршрута, проходящего через Павлово.

Вместе с тем, споры о месте расположения железной дороги продолжались в течение нескольких лет. Когда же началась Первая Мировая и Гражданская война, то стало ясно, что денег ни на один из предложенных проектов выделено не будет.

Строительство стало вестись на средства, собираемые с предпринимателей Павлово и близлежащих населенных пунктов - Богородска и Ворсмы. Также добровольно-принудительную помощь оказывали и государственные предприятия района.

Первый грузовой состав прибыл в Павлово 7 ноября 1927 года. Однако, в дальнейшем строительство железной дороги продолжено не было. Ветка так и осталась тупиковой, а предприниматели города так и не получили прямого доступа к основным железным дорогам страны.

Кроме металлообработки, горожане с успехом занимались разведением певчих птиц, а также садоводством и огородничеством, ими были выведены особые комнатные сорта инжира, лимона и мандарина. В городе установлен памятник павловскому лимону.

После революции на основе кустарных мастерских было образовано несколько крупных предприятий, в том числе и существующие в настоящее время инструментальный завод и завод художественных металлоизделий имени Кирова.

Всем известен и завод, выпускающий автобусы марки ПАЗ, среди которых есть модели, не имеющие аналогов в мире. Это горные автобусы ПАЗ-672Г и полноприводные автобусы ПАЗ-3201 на агрегатах грузовика ГАЗ-66.

С 1918 года Павлово стал уездным городом Нижегородской губернии, с 1929 - районным центром Нижегородского края (с 1936 года - Нижегородской области).

Павлово на Оке - достопримечательности

Церковь Воскресения

Церковь Воскресения была построена в 1777 году и освящена нижегородским епископом Антонием в 1778 году. Это один из старейших храмов города и, как писал архимандрит Макарий, церковь была замечательной, отличалась «высотой и красивой архитектурой».

Интересно то, что задолго до возведения этого храма на его месте стояла деревянная церковь Воскресенского мужского монастыря, которая позже была перенесена в село Глятково Горбатовского уезда. Вместе с тем, Воскресенский монастырь и после этого перемещения продолжал существовать - до середины XVIII века в нем проживало 12 иноков под начальством старца Авраамия.

В начале XX века Воскресенская церковь была богатой: стоимость его главного иконостаса составляла около 3000 рублей, а иконостасы в приделах оценивались каждый по 1000 рублей.

В 30-х годах XX века церковь Воскресения была закрыта, а ее настоятель Алексей Авдентов, ставший служителем кладбищенской приходской церкви, по решению Тройки Управления НКВД по Горьковской области в 1937 году был расстрелян за контрреволюционную деятельность.

В настоящее время Церковь Воскресения - это действующий храм, радующий прихожан своей архитектурой, сияющим пятиглавием и убранством.

Церковь Вознесения

Церковь Вознесения была возведена в 1795 году на средства крестьянина П.А.Варыпаева.

Государственный исторический музей

Музей расположен на берегу Оки в здании бывшей усадьбы купца В.И. Гомолина. Здание напоминает небольшой дворец, построенный в стиле эклектики. Пышное декоративное убранство включает элементы различных архитектурных стилей. Строение выполнено из кирпича красного цвета и отделано лепными белыми деталями, что придает зданию нарядность.

В музее представлена большая коллекция изделий из металла, в том числе уникальные замки и ножи, среди которых - замок-великан весом 50 кг и замок «невидимка» весом 0,09 грамма, запирающий игольное ушко. Также можно увидеть складной нож «свинка», включающий 100 предметов и макет башни Кремля, при создании которого использовано 143 ножа.

Коллекция живописных и графических работ представлена произведениями ученика Репина, академика живописи Ивана Сергеевича Куликова.

Быт горожан и само поселение описаны в очерках писателей Петра Боборыкина, Владимира Короленко, а также в произведениях выдающегося русского прозаика Глеба Успенского.

В 1993 году город Павлово на Оке получил статус исторического населенного места федерального значения. 56 его объектов включены в Свод памятников истории и культуры. К сожалению, многие из них разрушены и находятся в плачевном состоянии, требующем ремонта и реконструкции. Именно эти памятники и представляют нашу историю, запечатленную в камне и дереве, которую необходимо уважать, сохранять и беречь.




Города России

Анапа
Архангельск
Астрахань
Белгород
Белозерск
Болгары
Валаам
Великий Устюг
Владимир
Волгоград
Вологда
Вытегра
Геленджик
Горицы
Екатеринбург
Елабуга
Ессентуки
Железноводск
Иваново
Казань
Калининград
Калязин
Касимов
Кижи
Кирилло-Белозерский монастырь
Кисловодск
Козьмодемьянск
Коломенский кремль
Коневец
Константиново
Кострома
Макарьевский монастырь
Мандроги
Москва
Муром
Мышкин
Нижний Новгород
Никольское
Новгород Великий
Новороссийск
Новосибирск
Оптина Пустынь
Оренбург
Павлово
Пенза
Переславль-Залесский
Пермь
Петрозаводск
Плёс
Псков
Пятигорск
Ростов Великий
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Самара
Санкт-Петербург
Саратов
Свирьстрой
Сергиев Посад
Соловки
Сочи
Суздаль
Тверь
Тула
Углич
Ульяновск
Уфа
Ферапонтов монастырь
Чайковский
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Ярославль


Популярные разделы

Форум

Клуб путешественников

Золотое кольцо России

Города России на карте


наверх

наверх