История Соловецкого монастыря

поделиться:

Вся история Соловецкого монастыря связана с историей нашего государства. Обитель была духовным и культурным центром Русского севера, форпостом Северной Руси. В истории Соловецкого монастыря есть трагические страницы, когда обитель в течение 8 лет осаждали не захватчики чужих стран, а стрельцы, посланные царем Алексеем.

Не менее печальные страницы истории связаны с организацией на Соловках лагеря, а затем тюрьмы принудительных работ особого назначения, через которые прошли десятки тысяч политических заключенных.

В настоящее время Соловецкий монастырь – это действующий мужской монастырь, один из самых значимых памятников истории России.

Соловецкий монастырь — основание

Монах Валаамского монастыря Савватий мечтал найти уединенное место для молитв и раздумий. Он много раз слышал о необитаемых островах в Белом море и отправился на Соловки.

Остановившись у реки Выги, он встретил инока Германа, служившего в одной из часовен. Вместе они перебрались на лодке на берег Соловецкого острова у губы Паламановой.

В красивом месте, там, где сейчас расположен Савватиевский скит, они поставили деревянный крест и соорудили кельи. Так, в 1429 году началась история знаменитого Соловецкого монастыря.

Шесть лет Савватий и Герман провели в труде и непрестанной молитве. Жизнь на севере была тяжелой — здесь не росли ни пшеница, ни рожь, питались монахи рыбой и ягодами, грибами и травами.

После смерти Савватия в 1435 году Герман привел на остров молодого инока Зосиму. В первую же ночь к Зосиму пришло видение — чудесный храм. В том месте, где он увидел его, отшельники срубили церковь во имя Преображения Господня.

Прослышав о Германе и Зосиме, в необжитый, суровый и красивый край прибывали другие жители. Вскоре новгородский архиепископ Иона дал благословение на создание обители и 1436 год стал датой основания монастыря.

Первый ее игумен, направленный из Новгорода, не выдержал тяжелых условий севера и покинул остров. Тогда преподобный Зосима стал настоятелем обители и духовным наставником братии. Он руководил монастырем вплоть до своей кончины, а умер он в 1478 году в Антониевом монастыре Великого Новгорода.

В XV веке обитель была бедной, все ее постройки строились из дерева, а жизнь иноков в суровом северном крае была тяжелой.

Соловецкий монастырь при игумене Федоре

Строительство храмов

В 1548 году, когда игуменом обители становится Филипп Колычев (в миру Феодор), Соловецкий монастырь преобразился. На острове семьдесят два озёра были соединены каналами, появились мельницы, сооружены новые хозяйственные постройки, в том числе так называемое Сушило. Игумен Филипп проявил себя как отличный хозяйственник: владения монастыря расширились, хозяйство увеличилось, и в тоже время обитель становится духовным и культурным центром Северного Поморья.

Взамен деревянных были сооружены каменные Успенский и Преображенский соборы, а для братии построены двух- и трёхэтажные кельи.

В 1566 году Филиппу на соборе епископов предложили принять митрополичий сан и он согласился при условии, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает держава. Но царь Иоанн Васильевич считал, что опричнина необходима для царя и для царства.

Первые полтора года святительства Филиппа были спокойными — в Москве в это время не было жестоких расправ.

Ссылка и смерть Филиппа

В 1568 году, возвратившись из неудачного похода на Литву, Иван IV учинил расправу над недругами-боярами. Митрополит Филипп встал на защиту невинно осужденных и пострадавших от произвола царя и заклинал его Страшным Судом Христовым. Царь разгневался и решил расправиться со святителем.

Нашлись клеветники и по ложному обвинению церковный суд осудил Филиппа на извержение сана и заточение в монастыре. По приказу царя 8 ноября 1568 года опричники посадили Святого Филиппа на дровни и вывезли из Кремля, ругаясь и, ударяя его метлами.

В декабре 1569 года святитель был убит в Тверском монастыре от рук опричника Малюты Скуратова.

Строительство оборонительных сооружений

Обитель располагалась на острове, вдали от жилищ и не было большой необходимости в защитных сооружениях, поэтому монастырь имел лишь легкую деревянную ограду.

Во время Ливонской войны в 1571 году, когда рядом с островами появились шведские корабли, по просьбе монастырских властей, Иван Грозный принял решение о строительстве деревянной крепости.

Прибывший на остров отряд стрельцов и пушкарей возвел несколько боевых башен и ограждение из высоких заостренных бревен.

В 1582 году взамен деревянной крепости начинается строительство каменных сооружений. Строительные работы проходили в течение четырнадцати лет и в 1596 году сооружение каменной крепости, ставшей одной из самых мощных в Московском государстве, было завершено.

Стены и башни были сооружены из валунов с использованием кирпича и извести. Глядя на огромные булыжники, трудно представить себе, как в то время, когда еще не было строительной техники, из таких громадных валунов, строили крепость.

Самыми мощными стены были с южной и северной стороны, там, где была возможность подойти к крепости с суши. Ширина стен здесь достигала шести метров, а высота — 11 метров, башни в этой части располагались достаточно плотно и выступали вперед относительно линии стен для более удобного обстрела противника.

Стены были двухярусными и имели помещения для хранения оружия. В оборонительную систему вошли и некоторые хозяйственные помещения, а кроме того, крепость оснастили большим количеством орудия.

Руководил строительством постриженик Николо-Карельского монастыря, соловецкий монах Трифон, в миру Терентий Кологривов, также ему помогал житель Вологды зодчий Иван Михайлов.

Укрепление крепости было своевременным. В смутное время шведские корабли появились рядом с островами, но не напали на обитель.

Соловецкое восстание

В 1657 году из Москвы в обитель были посланы новые церковные богослужебные книги. Совет соборных старцев принял решение запечатать эти книги в монастырской казённой палате, а богослужение проводить по старым книгам.

С 1658 по 1668 год монахи написали царю пять челобитных, в которых защищали старые обычаи. Монашеская братия не поддержала изменение обрядов, не приняла исправления церковных книг и Соловецкий монастырь оставался важным центром старообрядческого движения. В одной из челобитных монашеская братия писала: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие».

Московские власти послали на Соловки своего игумена Иосифа, поддерживающего реформы, но он был изгнан из обители, а настоятелем монастыря был избран архимандрит Никанор. В ответ на этот вызов, Большой Московский собор осудил старообрядчество.

Соловецкий монастырь пользовался большим авторитетом и царь Алексей Михайлович долгое время не пытался усмирить обитель силой.

Первый отряд стрельцов во главе с воеводой Волоховым был направлен к крепости в 1668 году с целью взять ее голодной блокадой. Но покорности от монахов стрельцы так и не дождались.

Следующий отряд под руководством Иевлева подошел к обители спустя два года, он также не штурмовал крепость, но монахи не сдавались, продолжая отстаивать монастырь.

В обители, на случай войны со Швецией, заранее были собраны большие запасы продовольствия и боеприпасов, достаточных, чтобы продержаться более восьми лет.

В 1670 году началась перестрелка, а с 1673 года в монастыре были прекращены моления за государя.

Расправа над восставшими

В 1674 году царь направил на Соловки третьего воеводу, Ивана Мещеринова с приказом приступить к осаде и действовать более решительно. Защитники крепости отлично владели оружием, кроме того, их поддерживали местные рыбаки и крестьяне.

Осада продолжалась восемь лет, за это время монахи построили еще несколько фортификационных укреплений, а некоторые стрельцы перешли на сторону иноков.

Однако, нашелся предатель, указавший на заложенное кирпичом окно, через которое можно проникнуть в крепость. Ночью 22 января 1676 года, вблизи Белой башни, царские войска вошли в укрепление, открыли ворота и началась жестокая расправа. Около 30 монахов, в том числе архимандрит Никанор были казнены на месте, многие были убиты позднее. Оставшиеся в живых монахи были разосланы по другим монастырям.

 

Соловецкий монастырь во время Крымской войны

Весной 1854 года, во время Крымской войны, возникла угроза нападения на крепость английских кораблей. В связи с эти из Архангельска на остров направляется несколько орудий со снарядами, готовится отряд способных к военному делу иноков и монастырских работников.

Перестрелка началась шестого июля, когда к острову подошли два военных корабля. На другой день англичане потребовали сдать крепость, но настоятель монастыря ответил отказом.

Английские суда в течение девяти часов обстреливали крепость, но братия и все жившие в монастыре под руководством архимандрита Александра Павловича, отстояли обитель.

По монастырю было выпущено огромное количество снарядов, но только несколько зданий получили небольшие повреждения. Благодаря стойкости защитников крепости, неприятель вынужден был отступить.

Соловецкий монастырь как место ссылки

На протяжении всей своей истории Соловецкий монастырь был местом ссылки. Еще в XVI–XVII веках он стал местом заточения представителей движения нестяжателей (выступавших против монастырского землевладения) и старообрядцев.

Позже здесь содержались многие знаменитые узники, в том числе государственный деятель и соратник Петра, сенатор Василий Долгорукий и последний атаман Запорожской сечи Петр Кальнишевский,

В 1920 году монастырь был ликвидирован и на его территории открывается лагерь принудительных работ, затем был организован Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), расформированную в 1939 году.

Значительную часть узников лагеря и тюрьмы составляли политические заключенные — представители духовенства и интеллигенции, офицеры белого движения.

Так, например, крупный ученый Дмитрий Лихачев был арестован в Ленинграде в возрасте 22 лет за участие в студенческом кружке «Космическая Академия наук». С конца 1928 до ноября 1931 года находился на Соловках, а затем был направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

Во время Великой Отечественной войны на острове размещалась школа юнг, подготовившая немало хороших моряков для Северного флота. Не смотря на это, имя «Соловки» напоминает нам о мрачных днях тысяч политических узников.

Возрождение монастыря

В 1967 году на острове был создан Соловецкий музей-заповедник, позже преобразованный в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

В 1988 году организуется церковный приход, а в следующем году иеромонах Герман освятил часовню святителя Филиппа, это был первый возрожденный храм Соловецкого монастыря.

В октябре 1990 Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенский ставропигиального мужского монастыря.

Соловецкий монастырь признан особо ценным объектом культурного наследия народов России. С 1992 года комплекс памятников архитектуры Соловецкого музея-заповедника внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

поделиться:

поделиться:




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.