Пьяцца Навона в Риме

поделиться:

Пройдя от Замка Святого Ангела по старым римским улочкам, мы вошли на вытянутую прямоугольником и ослепительную от красоты и солнца Пьяцца Навона (Piazza Navona), полную туристов, горожан, «живых скульптур», уличных художников, фотографов, бродячих жонглёров, мимов и фокусников, то разбредающихся по её уголкам, то собирающихся возле её удивительных фонтанов, огромного обелиска и окаймляющих площадь храмов, дворцов и жилых домов, появившихся в эпоху “барокко” и имеющих свои интересные истории.

Началось наше знакомство с северной части Piazza Navona — с фонтана Нептуна. В центре небольшого бассейна скульптура симпатичного, но яростного бога водной пучины, замахивающегося трезубцем на спрута. В окружении Нептуна — купидоны, русалки, дельфины, морские кони и разные мифологические существа. Строился фонтан 100 лет, начиная с 1474 года, по проекту архитектора Джакомо делла Порта. Фигуру Нептуна в 1878 году достроил скульптор Антонио делла Битт.

В противоположной южной части Piazza Navona расположен фонтан Мавра. Создавал его Джакомо делла Порта. Видимо, нам очень повезло увидеть фигуру Мавра в мраморном бассейне, так как изначально её не было вовсе :). Были лишь фигуры 4-х тритонов и масок, а спустя почти век, в 1654 году, когда знаменитый Бернини провёл реконструкцию, появился Мавр, борющийся с дельфином, а у тритонов — соседки рыбы.

Далее мы перешли в центр площади, к «Фонтану Четырех Рек» (Fontana dei Quattro Fiumi). Это архитекурное сооружение очень сложное, а красота его необыкновенная!

В Риме постоянно приходилось поражаться тому, как даже в исторических названиях многих улиц, крепостей, замков, памятников и всего другого символически точно отражается его значение как центра древней мировой цивилизации.

Вот и с этим фонтаном было то же самое. Остроконечный обелиск из красного гранита, с голубем, держашим в клюве оливковую ветвь, в его центре, — символ папской власти, надежды и стремления Римской католической церкви к победе над язычеством. Четыре огромные статуи богов из белого мрамора у основания аллегорически изображают крупнейшие реки известных в то давнее время континентов: Нил стал символом Африки, Ганг — Азии, Дунай — Европы, а Рио-де-Ла Плата, как самая длинная река Амазонии, представила Америку.

Символический смысл усиливают отдельные элементы — животные и растения, характерные для континентов, длинное весло у Ганга, означающее судоходные реки, покрывало головы Нила, означающее неизвестность нахождения его истока, папский герб у Дуная, как самой большой реки в пределах Римской империи, кучка монет, на которой сидит Рио-де-Ла Плата, означающая богатство (“плата” на испанском — серебро), которое Америка может предложить Риму.

Вода в фонтан подаётся из акведука Аква Вирго («Вода девы»), построенного в античные времена.

Проектировал “Фонтан четырёх рек” скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, а авторами скульптур (в порядке их перечисления выше) были Джакомо Антонио Фанцелли, Клаудио Пуссен, Антонио Рагги и Антонио Франческо Баратта. Заказчиком уникального изваяния был Папа Иннокентий X (Джамбаттиста Памфили).

В исторических сведениях о фонтане говорится, что он был ещё и чрезвычайно дорогим и что для его возведения, которое длилось 3 года и завершилось в 1651 году, были увеличены налоги на хлеб.

Красота требует жертв… Кажется, это выражение в полной мере отразило ситуацию. Но, как бы тяжело ни было тогда простым римлянам, и они внесли свой вклад в создание этого архитектурного шедевра, которым уже свыше 386 лет восхищается весь мир. Довелось полюбоваться и нам.

А ещё на Piazza Navona своим изысканным совершенством абсолютно всех привлекает Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sanctae Agnetis in Agone), построенная в виде греческого креста и с 2-мя колокольнями по краям. Интерьер её украшен мраморными барельефами, а купол в центральной части — росписью.

Большой интерес вызывает история Церкви. Она связана со скорбной легендой о девушке Агнессе из знатной римской семьи, жившей во времена императора Диоклетиана в III веке н.э., люто преследовавшего христиан.

Будучи христианкой, как и вся её семья, 12-летняя Агнесса, приняла обет безбрачия. По этой причине она отвергла сватовство сына римского префекта, который, в озлоблении, поставил её перед выбором — принести себя в жертву богам Рима или с позором оказаться в публичном доме, поскольку, по законам того мрачного времени, казнить девственниц запрещалось.

Итог был печальным. Нагую Агнессу сначала выставили перед толпой, но у неё, по преданию, тут же отрасли волосы и скрыли наготу, отправили в публичный дом, но явившийся к ней ангел-хранитель принёс покрывало. Чудеса продолжались и в публичном доме. Мужчины, пытавшиеся насильно овладеть Агнессой, навсегда теряли свою силу и со стыдом убегали, другие же, напрочь забыв о грязных желаниях, уходили просветлёнными и уверовавшими, бывший жених тотчас умер, как только приблизился к ней, правда, по просьбе его отца, он был воскрешён молитвами Агнессы и после того сразу помчался по улицам города, прославляя христианского Бога.

Агнессу признали колдуньей, бросили в разведённый на площади (тогда она ещё была стадионом) костёр, но он погас, как только пламя коснулось её ступней. Выполняя по приказу смертный приговор, некий солдат заколол Агнессу кинжалом. Случилась эта трагедия 21 января 304 года.

Так Агнесса стала самой молодой христианской великомученицей. За её невероятную самоотрешенность, отвагу и целомудрие Церковь канонизировала её. Агнессу стали почитать как символ святости, непорочности и чистоты.

Ей были посвящены часовня Сант-Аньезе-ин-Агоне, воздвигнутая в 342 году на её мощах в катакомбах, где она была захоронена, а спустя сотни лет, в 1655 году, на месте бывшего публичного дома, по распоряжению Папы Иннокентия X, решившего благоустроить площадь и построить себе фамильный дворец, — Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, которая служила отчасти и его семейной часовней. Освящение храма произошло позднее, в 1672 году. В серебряной раке в крипте Церкви поместили голову Агнессы.

Церковь получилась изящной, роскошной снаружи и внутри. В течение времён она много раз реставрировалась. Творцами этого великолепия стали выдающиеся итальянские архитекторы — сначала Джироламо Райнальди, потом Франческо Борромини. 

Интересно было узнать, что сама Piazza Navona площадью стала далеко не сразу. В 46 году н.э. на её месте Гай Юлий Цезарь, купив кусок городской земли, организовал временный небольшой стадион, где, в честь празднования освящения его Форума на Марсовом поле, проводились соревнования легкоатлетов.

В 85 году н.э. (при императоре Домициане) стадион расширили до 275 м в длину и 106 м в ширину. Были сделаны 2 входа. Соревнования на арене агонов (так ранее назывался стадион — от слова “агон”, означавшем “состязания”) по кулачным боям, метанию диска и бегу могли смотреть 15 тысяч зрителей.

Стадион украсили статуями. С внешней его стороны, в аркадах на 1-м этаже, разместились лавки ремесленников, торговцев, питейные заведения и бордели. Кстати, в один из этих борделей, по прошествии двух с лишним сотен лет существования стадиона, и отправили мученицу Агнессу.

Тот облик Piazza Navona, который можно видеть сегодня, начал формироваться на руинах стадиона в начале 12 века. Сначала в части его трибун появились дома, а позднее на фундаментах арены и на местах снесённых аркад — средневековые постройки, рынок, перенесённый с Капитолийского холма, просуществовавший до 1869 года, пока его не переместили на Кампо-деи-Фьори, и Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Piazza Navona — единственная площадь, которая существует уже свыше 2000 лет, оставаясь, как и далёкие времена, центром городской жизни Рима. 

Галина Романова

поделиться:

поделиться:






О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.