Собор Святого Петра в Ватикане (Риме)






Собор Святого Петра – это крупнейший католический храм, расположенный на территории суверенного государства Ватикан. Гигантский купол базилики виден из многих мест Рима. Собор Святого Петра является сердцем не только Ватикана, но и всего католического мира.

До строительства церкви в городе Ямусукро, столице африканского государства Кот’д Ивуар, это был самый высокий христианский храм мира. Поднявшись на смотровую площадку базилики, Вы сможете увидеть Ватикан и Рим с высоты птичьего полета.

Собор Святого Петра - из истории

Историки предполагают, что Святой Петр был замучен на арене цирка Нерона недалеко от Ватикана. Именно сюда приходили молиться верующие, когда еще никакого храма там не было.

Базилика во имя Святого Петра была на этом месте построена в 321 году императором Константином. Это было грандиозное здание размером 163 на 169 метров, вмещавшее огромное число верующих, поклонявшихся святым реликвиям. Позднее храм много раз перестраивался, но со временем он так обветшал, что каким бы это не казалось богохульством, стало ясно, что его придется сносить.

Решительный и смелый император Юлий II поручил руководство строительством нового храма архитектору Браманте. Возведение базилики началось с 1506 года и за полтора века свое умение и талант здесь проявили почти все мастера Итальянского Возрождения.

По замыслу Барманте, храм должен был представлять в плане греческий равносторонний крест, но в 1514 году архитектор умирает и его проект стал жить своей жизнью. Ставший главным архитектором собора Рафаэль предложил вытянуть базилику в длину так, чтобы из нее получился латинский крест, однако его идея не была реализована.

Сменивший Рафаэля Антонио Сангало Младший решил, что базилика будет выглядеть не пропорционально и предложил ее приподнять так, чтобы высота храма соответствовала длине и ширине. В результате появилась огромная крипта - Священные гроты, где сейчас демонстрируются обломки древней базилики, сохранившиеся реликвии и захоронения последних пап, в том числе и Иоанна Павла II.

Затем за дело принимается архитектор Микеланджело, он раскритиковал предложения своих предшественников и возвратился к первоначальному проекту, подправив только купол и столбы. Но после его смерти два других архитектора Виньола и Джаконо делла Порта изменили пресловутый купол, запечатленный на всех видах Рима, а в начале XVII века Карло Мадерна построил фасад с портиком на входе в базилику.

После этого Бернини десять лет оформлял площадь, а затем почти столетие архитекторы и художники занимались внутренним убранством храма.

Глядя на это грандиозное сооружение, возникает вопрос, не кто его создал, а кому пришло в голову построить такое гигантское сооружение. Стоя перед собором, вся его масштабность не ощущается, благодаря колоннаде и огромному пространству площади.

Подняться на купол можно на лифте и преодолев 323 ступеньки вверх. Во время подъема вверх все Ваше внимание привлечено великолепными видами Рима и Вы не вполне ощущаете грандиозность храма.

И только войдя во внутрь базилики, Вы в полной мере понимаете всю масштабность сооружения - люди, казавшиеся толпой на входе, здесь представляются россыпью небольших фигурок в огромном пространстве храма.

Собор Святого Петра – размеры

  • Длина Собора Святого Петра – 211 метров, длина без портика – 186 метров
  • Высота собора до верхушки креста – 138 метров, внутри высота храма – около 118 метров
  • Площадь собора – более 22 тысяч квадратных метров
  • Купол имеет внутренний диаметр около 42 метров
  • Высота фасада – 45 метров, протяженность – 115 метров

Убранство Собора Святого Петра

Перед входом в базилику установлены две огромные скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Святой Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.

Обратите внимание на Соборные двери, их всего пять. Самая правая открывается только в юбилейный год, который наступает каждые четверть века. Дверь замурована бетоном, а в маленьком ящичке хранится ключ от нее. 25 декабря накануне юбилейного года дверь открывается в соответствии со специальным ритуалом.

Центральная бронзовая дверь также обычно закрыта, она перенесена из старой базилики, а примечательна тем, что на ее створках изображены Спаситель и Богоматерь, виды Рима и сцены мучения апостолов, выкованные мастером Филаретом в XV веке.

В перспективе от входа можно видеть 29-ти метровый Балдахин, строительство которого было поручено Бернини. Балдахин был сооружен в 1624 – 1633 годах и расположен над алтарем и тем местом, где похоронен Святой Петр. Чтобы возвести такое мощное сооружение, необходимо было сделать прочный фундамент, для чего надо было вскрыть пол и потревожить могилы апостолов. Но папа Урбан VIII был непреклонен – он велел разрыть все, что необходимо и вскоре фундамент был сделан и балдахин поставлен. Мало того, он приказал взять бронзу с фасадов Пантеона, за что и заслужил пресловутое выражение «То, что не сделали варвары, сделали Барберини». Здесь имеется в виду семейство, к которому принадлежал Урбан VIII.

Под Балдахин ведут ступеньки, покрытые ковром, считается, что внизу похоронен апостол Петр. Во время раскопок в середине XX века действительно был найден крошечный гроб, на котором было написано: «И здесь есть Петр».

С этим местом храма связано немало слухов и легенд. Так, по рассказам, под полом есть секретный бункер с архивами и золотой казной, проход к которому каждое утро и вечер заливается водой для того, чтобы пройти к нему было невозможно.

Сквозь Балдахин видна апсида с замысловатой позолоченной конструкцией – это оклад, выполненный также Бернини, в который он заключил останки древней кафедры Святого Петра.

Вдоль стен базилики установлены мраморные плиты, под которыми похоронены римские папы, а также выдающиеся католики из королевской семьи, в том числе Матильда Тосканская, Стюарты и Кристина Шведская.

Но проходящие мимо туристы лишь скользят беглым взглядом по этим памятникам. Все они устремляются к первой справа капелле, где за толстым стеклом расположена Пьета – сцена оплакивания Христа Богоматерью, выполненная 24-х летним Микеланджело по заказу французского посла и кардинала Жана де Вильера. Интересно то, что это единственная работа, где великий мастер оставил автограф - свою подпись он выполнил на ленте мадонны, идущей через плечо.

На входе Вы увидите Порфирный круг, в котором папа Лев III короновал Карла Великого и объявил его императором. В базилике есть также сакристия – сокровищница, которая, пожалуй, затмит собой и Оружейную палату.

По большим праздникам из пилонов под куполом достают замурованные мощи и реликвии и предъявляют их собравшемуся народу.

В храме хранится столько занятных, примечательных и священных предметов, что рассматривать и изучать их можно, как в музее - целую неделю.

Собор Святого Петра уникален не только пышным убранством, скульптурой и фресками, но и потрясающей мозаикой. В одной из часовен есть единственная картина, написанная маслом – это «Троица» выполненная Пьетро да Кортона, остальные работы – мозаичные, но выполнены они так изумительно, что смотрятся как роспись.


« предыдущая страница

следующая страница »





распечатать
путеводитель


наверх

наверх